Корабельная сторона
Номер от 11 сентября 2007 г.

Дайте флоту траулеры!
Госсовет обсудил главные проблемы рыбодобывающей отрасли

Произошло это на заседании президиума Госсовета в Астрахани. Тон разговору задал президент В. Путин. Наконец-то из уст руководителя страны прозвучало то, о чем, собственно, все знали, но молчали долгие годы: рыбный промысел в российской экономической зоне является источником нелегальных финансовых потоков, а в целом - широким полем для коррупции.

Один из наиболее острых моментов – положение с квотами на вылов рыбы. Существующий сейчас механизм их распределения не способствует добыче рыбы как таковой. Зачастую рыбные компании, получившие квоты, перепродают их и таким образом становятся преуспевающими «квотными рантье». Работа в море становится для них делом третьим. Андрей Крайний, недавно назначенный на пост руководителя Росрыболовства, признал это: «Сейчас существует много компаний-«рантье», у которых уже не осталось своего флота и которые зарабатывают на продаже квот на вылов биоресурсов». Чтобы бороться с подобной практикой, необходимо пересматривать законодательную базу, в том числе право рыболовецких предприятий, обладающих пятилетней квотой, на вылов биоресурсов.

В продолжение этой темы министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев предложил установить тотальный контроль за промыслом и сообщил, что Минсельхоз в настоящее время разрабатывает единую систему ежедневного учета добычи рыбы по каждому (!) судну. При этом он подчеркнул, как важно законодательно установить ответственность пользователей за фальсификацию данных в этой системе, вплоть до лишения прав на ведение промысла.

И все же самой насущной проблемой оказались не квоты, а то, что промышлять российским рыбакам в море стало не на чем! В результате ельцинских «реформ» добывающий флот страны частью безвозвратно ушел за границу, а большей частью был утилизирован и «распилен на иголки». Уцелели лишь маленькие организации, которым никак не справиться с возрастающими потребностями населения в морепродуктах.

Первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов в традиционной уже манере высказался за укрупнение предприятий: «Должно быть 20-30 крупных рыболовецких предприятий, а не несколько тысяч, как сейчас, у которых на балансе по полсудна. Такие рыболовецкие предприятия должны быть заинтересованы и мотивированы для заказа новых судов. Государство должно сделать так, чтобы рыболовецкие предприятия были кровно заинтересованы в их приобретении».

Но это, к сожалению, похоже на декларацию. Суть в том, что рыболовецкие предприятия России сегодня доведены до такого положения, когда даже те из них, кто хочет работать в море, лишены такой возможности.

Возьмем архангельских рыбаков. Промысловики АБТФ успешно завершили стадию финансового оздоровления своего предприятия и прошлый год закончили даже с прибылью. Случай для России просто уникальный – все остальные рыбопромысловые предприятия страны в достопамятное ельцинское время были либо обанкрочены и разорены, либо рейдерски захвачены. Однако теперь нужно набирать производственные обороты, возвращать квоты на прибрежный промысел, брать на во¬оружение технологии глубокой переработки рыбы и, самое основное, покупать новые суда. А приобрести судно сегодня не так просто. Промысловый флот в России сегодня практически не строится, а если строится, то единичным порядком. Сказывается и технологическое отставание. Современные траулеры зарубежных проектов способны обрабатывать и замораживать по 350-400 тонн морепродуктов. Наши явно недотягивают до этих показателей, и сегодня архангельские промысловики хотят приобрести выгодный проект у его создателей, хотя строить серию (а из экономических соображений строить нужно именно серию) намерены в России. Попутно речь всякий раз заходит об одном из долгостроев северодвинской «Звездочки». Но даже купить у ягринцев их небольшие траулеры 510-й серии (тип «Ягры», «Архангельск») рыбаки не могут - нет денег.

Получается замкнутый и порочный круг: чтобы добывать рыбу, нужны траулеры, а чтобы купить траулеры, нужно добывать рыбу…

На заседании Госсовета из уст высоких чиновников прозвучало несколько предложений. Тон разговору задал опять же президент: пополнение рыболовного флота сегодня продолжает идти за счет устаревших иностранных судов. Это непорядок.

«Таможенные пошлины при ввозе любого судостроительного оборудования и запчастей, которые не производятся в стране, - от них предприятия должны быть освобождены», - заявил Сергей Иванов. Надо также проявить гибкость и пойти на механизмы, когда НДС можно снизить на российских верфях, которые производят рыболовецкие суда по заказу российских фирм, и судно будет ходить под российским флагом.

Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев предложил освобождать от таможенных пошлин и налогов временный вывоз за границу РФ рыбопромысловых судов для ремонта и модернизации, а квоты на вылов рыбы должны предоставляться только судам, находящимся в собственности российских юридических лиц.

К слову, нашумевшая в свое время история с тремя архангельскими траулерами, которые были похищены мавританским и одним из наших доморощенных мошенников, похоже, движется к своему завершению. Испанское правосудие на прошлой неделе решило выдать России Аббаса Бугурбаля – мавританского бизнесмена, который обманным путем завладел «Тралмейстером Могутовым», «Юозисом Алексонисом» и «Капитаном Кононовым». Расследованием всего дела о мошенничестве с архангельскими траулерами по поручению Ген¬прокуратуры РФ занимается следственный отдел УВД Архангельской области. Подобное решение следователи ждут и в отношении уроженца Архангельска Вадима Цукалова, также приложившего руку к похищению судов.

Олег АНДРЕЕВ