Корабельная сторона
Номер от 2 октября 2007 г.

Столько много мутного…
Так сказал новый премьер об обстановке в российских портах

Причем сделал он это на самом первом заседании правительства, где рассматривалась работа Минтранса России. О мягкотелости его предшественника, которому вослед уже приклеили исторический ярлык «пластилинового Миши», чиновникам пришлось забыть. Зубков обрушился на них за неисполнение поручений президента по развитию морских портов в России.

Порка г-ну Левитину

Началось со стивидоров. Между прочим, все отметили – премьер дважды «промахнулся» с ударением, произнося чужеродное слово - стивидоры. Сказано же было буквально следующее: «Столько много мутного! Вот в Санкт-Петербургском порту 300 стивидоров, а в Гамбурге - 20. Они с копеечным капиталом и почему они там болтаются? Почему не навести порядок? Кто из зарубежных инвесторов к нам придет сотрудничать с этими стивидорами!» Далее Зубков отметил, что договоры аренды причалов в России заключаются сроком на 11 месяцев, а за границей - на 20-25 лет. После этого он обратился к главе Минтранса Игорю Левитину и поинтересовался, есть ли у того предложения, чтобы изменить ситуацию, и в чем они заключаются. Левитин ответил, что такие предложения есть и они заключаются главным образом в том, чтобы создать единую администрацию порта… Зубков будто ожидал этого, и тут же напомнил чиновнику: «Так вам президент давал еще 2 года назад это поручение, а вы его отложили на 2008 год. Так же нельзя работать! Президент установил срок - июль 2006 года, а 25 июня 2008 года - вы сами себе установили. Кто посмел поручения президента вот так легко корректировать?!»

Публичную порку г-на Левитина продолжил первый вице-премьер Сергей Иванов: «Что касается стивидорских компаний, то я согласен, там надо наводить порядок. Тут рыбу чистят, тут же - металлолом, в десяти метрах лес грузят, и хозяина в порту нет вообще…»

Правда, как отметили обозреватели, Сергей Иванов не был оригинален. Оказывается, фразу о том, что «хозяина в порту нет» можно услышать буквально на всех «морских мероприятиях» с его участием.

Вам слово, Иванов!

По убеждению Сергея Иванова, для эффективного развития морских портов необходимо решить 3 блока проблем. Первым из них вице-премьер считает совершенствование нормативно-правовой базы. «Не решив этот вопрос, мы не сможем двигаться дальше, - заявил Иванов. - На сегодняшний день в России только один легальный порт - это Высоцк, все остальные действуют на основании временных положений».

Второй блок проблем, оказывается, связан со строительством новых портов и развитием уже существующих. Иванов напомнил, что в России сегодня только два незамерзающих порта, имеющих выход в мировой океан, - Мурманск и Владивосток-Находка. Поэтому максимум сил нужно бросить на развитие Мурманского порта, поскольку в нынешнем виде он правительство не устраивает. Здесь надо строить современный океанский порт, который даст нам выход в любую точку Мирового океана...

Третий блок проблем - совершенствование управления портами. Пока не решится эта проблема, российские порты не смогут конкурировать с портами соседних государств. «У нас неделями обрабатываются грузы, куча ведомств сидит и участвует в процессе, и тарифы на обработку выше, чем у соседних стран. И президент об этом говорил, - заявил Сергей Иванов. - Наша тарифная политика должна быть не хуже, чем у соседей».

Действительно, те же эстонцы не так давно заявили о намерении превратить свой Силламяэ в порт международного значения. Россияне тогда в ответ саркастически улыбались - все были уверены, что наш порт в Усть-Луге всех «задавит». Однако вышло наоборот. Эстонцы, безусловно, выиграли первый раунд, потому что у них практически все налоги и сборы, включая НДС, сведены к нулю. У нас же цены кусаются, а потому в Усть-Лугу идут неохотно.

Причал двойного назначения

Еще один момент, стоящий внимания: первый вице-премьер Сергей Иванов считает необходимым развивать морские порты России с учетом интересов Военно-Морского Флота. Он заявил буквально следующее: «Необходимо развивать порты, которые должны учитывать интересы ВМФ, в то же время не дублируя бюджетные расходы, то есть, нужно развивать порты как единицу, которая может решать двойные задачи».

Соседство объектов ВМФ с терминалами, занимающимися отгрузкой товаров гражданского назначения, по его мнению, нормальное явление. В качестве положительного соседства военных и гражданских на причалах и фарватерах он назвал Балтийск и Новороссийск.

Поблажки за евро

Виктор Зубков в целом одобрил комплекс мер по развитию морских портов России, однако, на его взгляд, льготы, предусмотренные законопроектом о портовых особых экономических зонах, должны касаться только новых портов. Цитируем премьера: «Это, я думаю, должно касаться только новых портов - сроки и льготы. По существующим портам надо выработать свою политику, более понятную».

К «непонятным» Зубков отнес тот же Новороссийский порт, полностью находящийся в частной собственности. Как счел премьер, собственники порта, согласно нормам законопроекта, могут на ближайшие 49 лет получить право пользования серьезными налоговыми льготами, но для этого обязаны будут внести 3 млн евро в качестве инвестиций.

Фарватер для богатеньких

Зато холдинг «Базэл», принадлежащий Олегу Дерипаске, заявил о намерении вложить деньги и построить в Имеретинской бухте грузовой порт, способный переваливать в год около 5 миллионов тонн грузов. Шесть причалов находящегося рядом с Сочи порта смогут принимать суда класса «река-море» дедвейтом в пять тысяч тонн. Напомним, к активам «Базэла» относятся и цементный завод в Туапсе, и объездная дорога вокруг Сочи, и новая дорога на Красную Поляну, и гостиницы в городе, и стадион. Стоимость проекта оценивается в 3 миллиарда долларов. Сразу пошли догадки: с чего бы вдруг Дерипаска раскошелился – уж не в цементный ли завод он решил вложить миллиарды! Ларчик открылся просто: кроме приема грузов, как признались представители «Базэла», Сочинский порт можно легко модернизировать для приема пассажирских судов и яхт богатых россиян. Веселись, толстосум!

Про Архангельск забыли

По меньшей мере, о нашем областном центре не вспомнили. В Москве говорили о Санкт-Петербурге, Владивостоке, Высоцке, Находке, Балтийске, Новороссийске, даже о Сочи, а вот о первом русском морском порте так и не вспомнили. Его годами накопленные текущие проблемы и даже мега-проект строительства в районе Мудьюга мощного глубоководного терминала на заседании правительства не рассматривались. А ведь речь в данном случае идет о причалах, которые будут работать на нефтегазовый комплекс в Арктике. По меньшей мере, явно не состыковались на первом заседании правительства под председательством нового премьера глобальная экономическая стратегия, решительные меры и многообещающие заявления об освоении арктического шельфа.

Олег АНДРЕЕВ