Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2007 г.

Боярыня беломорских деревень
Ее церкви - свидетели времени: прошлого и настоящего

Историки и по сей день не уверены, с какого берега поморы первыми приметили корабль Ричарда Ченслера - с ягринского или ненокского?

НО ДОПОДЛИННО известно, что «Edward Bonaven-ture» с иноземным путешественником-послом стоял у Неноксы летом 1553-го. Так же, как и то, что ненокшане препроводили Ченслера к Николо-Карельскому монастырю в двинском устье, а после - в тогдашнюю столицу края - Холмогоры. Тем и было положено начало дипломатических отношений между Россией Ивана Грозного и Британией - будущей владычицей морей.

Какой застал Неноксу Ричард Ченслер - процветающей или в упадке, неизвестно: село за свою долгую историю переживало всякое. Но на неведомом берегу Северной Московии он увидел строения именно Неноксы.

Новгородцы пришли в эти населенные фино-угорцами места еще в XII веке, но вытеснить напрочь коренные народности, их язык и топонимику так и не смогли. Село Ненокса, как и большинство деревень у Белого моря, унаследовало угорское название. К слову, одна из стоянок древних людей эпохи неолита была обнаружена археологами близ Неноксы в семидесятых годах прошлого века.

Новгородская боярыня, владычица здешних мест Марфа Борецкая не случайно звалась в просторечии еще и Посадницей. Немало поселений-посадов основано новгородцами в Беломорье при ее посредничестве. Один из облагодетельствованных ими - Ненокский.

Как много и безвозвратно из его истории утрачено в глубине столетий! Но вот знаем точно: ненокские торговые люди на лодьях ходили далеко - аж до самой Колы! По ранней весне били на льду морского зверя, летом ставили тони на прибрежье, варили соль. А еще славилась Ненокса работящими мужиками. Летопись свидетельствует: здешние мастеровые возводили стены Соловецкого монастыря и в своем родном селе ставили дома и церкви на зависть соседям - добротные и радующие взор.

Описывает Неноксу середины прошлого века и Сергей Максимов - писатель, автор наиболее полного этнографического описания русского Поморья: «Посад этот несравненно богаче и многолюднее Солзы. Не говоря уже о том, что Ненокский посад вследствие какой-то случайности разбит на правильные участки с широкими прямыми улицами, самые дома глядят как-то весело своими двумя этажами. В нем две церкви, из-за которых синеет полоса моря, удаленного от посада прямым путем на шесть верст. По улицам бродит пропасть коров, овец, лошадей, попадается, против ожидания, много мужиков, и не в рваных лохмотьях, как в Солзе. Видимо, живут они зажиточно и живут большею частию дома, не имея нужды отходить от него. Множество каких-то длинных, мрачных с виду изб, попадавшихся мне на дальнейшем пути по берегу от Неноксы в Сюзьму и оказавшихся соляными варницами, принадлежит посадским…»

Солеварни Неноксы, давшие многим здешним семьям значительный прибыток, также знавали разные времена. Сегодня же о прошлых промыслах свидетельствуют развалины одной из солеварен в овраге на берегу ручья, что течет с тыльной стороны церквей. Последний раз она исправно послужила людям в годы минувшей войны.

Фотолетопись Неноксы открывают снимки начала нашего века. К счастью, они сохранились. Запечатлен и архитектурный ансамбль церквей, и в том числе - летняя Троицкая церковь, едва ли не единственная поныне уцелевшая «пятишатровка» на всем Русском Севере. Постройки давние, поставленные из мощного здорового леса. В срубе Никольской церкви, например, есть бревна из сосен, родившихся еще при Иване Грозном.

В свое время местные церкви впечатлили Илью Глазунова. В начале 60-х этот известный русский мастер живописи много странствовал по Беломорью. Тогда и родился цикл его картин, где ярко и самобытно зазвучала тема Русского Севера. Одна из этих работ, небольшая по формату, так и называется «Ненокский погост». Датируется она 1967 годом.

Будь у Неноксы свой герб, контуры церквей, так ладно взошедших на угор в центре села, наверное, заняли бы в нем красное место. Неноксе - боярыне беломорских деревень - от роду не одно столетие, а церкви ее - молчаливые и бесстрастные свидетели времени. Прошлого и настоящего.

Олег ХИМАНЫЧ