Корабельная сторона
Номер от 25 июня 2009 г.

Мертвый якорь девальвации
Состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство». Традиционно на таких мероприятиях подводятся итоги работы за год. С отчетным докладом выступил генеральный директор ОАО Виктор Избицкий. Из разговора, состоявшегося на собрании, аналитики и специалисты, конечно же, могут делать определенные выводы, руководствуясь теми данными, которые были озвучены. Думается, что и читателю, интересующемуся вопросами современного морского судоходства, таковые будут небезынтересны.

СЕВЕРНОЕ морское пароходство - одно из крупнейших транспортных предприятий Севера России. Истоки его в 1870 году, когда было основано Товарищество Мурманско-Беломорского срочного пароходства. Сегодня Северное морское пароходство входит в союз с еще двумя компаниями - ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Северное речное пароходство».

По данным на последний день прошлого года, флот северян состоял из 53 судов различного назначения. 34 – это суда транспортного флота, есть 11 судов дноуглубительного (технического) флота, также работают 8 судов служебно-вспомогательного флота. В коммерческом менеджменте находятся 8 судов. В прошлом году приобретен теплоход «Холмогоры». Общий дедвейт архангельского морского флота составляет 252,9 тыс. тонн.

Часть судов имеет усиленный ледовый класс, и потому компания осуществляет круглогодичные перевозки в направлении Архангельска и успешно работает в зимних условиях на той же Балтике.

За прошлый год моряки перевезли 2685,4 тысячи тонн груза. Флот работал на своих традиционных направлениях: перевозил продукцию лесопромышленного комплекса, металл и сырье ведущих отечественных металлургических компаний, удобрения российских и зарубежных производителей, другие навалочные и генеральные грузы. Линейный сервис осуществлялся из Архангельска и Санкт-Петербурга на Антверпен, Роттердам, Гамбург, Гавр. В соответствии с требованиями экономики увеличивалась доля участия флота в нефтегазовых проектах России в Арктике.

Особой заботой стало постепенное обновление флота. Так, с июня 2001 года по июнь 2009 года архангельские моряки приобрели и модернизировали следующие суда: «Капитан Рынцын», «Сергей Кузнецов», танкер «Илес», бункеровщик «Товра», несамоходные накопительные нефтяные суда «Пинега» и «Онега», буксиры «Норд», «Викинг», «Тритон», земснаряд СМП-1, сухогрузные суда «Холмогоры» и «Михаил Ломоносов», сухогрузное мелкосидящее судно ледового класса «Юпитер-1». Проведено удлинение и увеличение грузовместимости теплохода «Инженер Плавинский». К слову, «Корабельная сторона» рассказывала о том, как эту работу выполнили китайские корабелы. Обсуждается проект по возможному удлинению и увеличению грузовместимости судов типа «Капитан Лусь».

Главными задачами компании на ближайший год являются: сохранение нынешних перевозок грузов на европейском и внутреннем фрахтовом рынках, усиление позиций при транспортировке каботажных грузов в Арктике и в районы Крайнего Севера, а также совершенствование контейнерной линии на Санкт-Петербург.

Специалисты «SeaNews» тоже дают свою оценку деятельности Северного пароходства, при этом выносят в корень всего то, что в 2008 году прибыль коллектива моряков упала в 8,4 раза (!). Чистая прибыль за прошлый год после начисления всех обязательных платежей составила 21,3 млн рублей, что на 158,5 млн рублей меньше, чем в 2007 году. По оценке аналитиков, резкое снижение прибыли обусловлено в первую очередь девальвацией рубля.

18 июня 2009 года акционеры СМП приняли решение о выплате дивидендов - по обыкновенным акциям в размере 6,7 рубля на одну акцию, по привилегированным акциям - 8,9 рубля на одну акцию.

Олег АНДРЕЕВ