Корабельная сторона
Номер от 25 июня 2009 г.

Надежда моряка, мечта поэта
Сто лет назад, в июне 1909 года, у Азорских островов затонул лайнер «SS Slavonia». Рядовая катастрофа вошла в историю: во время ее впервые в эфир был отправлен сигнал SOS – последовательность из трех точек, трех тире и трех точек. Помощь пришла вовремя.

Еще в 1902 году был предложен единый радиосигнал бедствия в виде кода S-S-S-D-D-D. Он не был одобрен. Некоторые радиотелеграфные фирмы имели свой код. Например, для аппаратуры фирмы «Маркони» это была последовательность из букв SQD. Но и она не получила общего признания: первые две буквы совпадали с кодом общего радиотелеграфного вызова, что недопустимо для экстренного сигнала. Была предложена комбинация SOE, но и ее отклонили: Е передается одной точкой, при помехах ее не уловить. Символ E заменили на S – произошло это в 1908 году.

Окончательная же «победа» сигнала SOS произошла, как считается, в 1912 году во время трагедии «Титаника». Тогда передавали в эфир и код SOS, и шифр Маркони, но на последний никто не откликнулся. Сигнал служил людям 90 лет. В 1999 году принята новая международная спутниковая система кодификации для передачи сигналов бедствия – GMDSS.

А позывные SOS остались в истории. С ними связаны и легенды. Так, первоначально эта удобно распознаваемая последовательность знаков вовсе не расшифровывалась как «Спасите наши души» (save our souls). Речь-то о телах, а не о душах, иронизирует критик Александр Генис. К тому же атеисты или буддисты, скажем, вовсе не признают души… Между тем сигнал SOS понятен абсолютно всем. «Именно эта бескомпромиссная универсальность и превращает международный сигнал бедствия в высший образец поэзии, - утверждает литератор. – SOS – лучшее и уж точно самое короткое стихотворение…»

Евгений ЗАЦЕПИН