Корабельная сторона
Номер от 23 июля 2009 г.

У всех на устах

Александр Храмчихин (Институт военного и политического анализа):

«Надо прекращать испытания и выбрасывать деньги в воздух, а заняться ракетой «Синева» - единственной ракетой, которая у нас летает… Миллиарды рублей выброшены на строительство и испытания подводной лодки и ракеты. Кто за это должен отвечать?»

Владимир Дворкин (Институт мировой экономики и международных отношений РАН):

«Доведение этой ракеты («Булавы». – «КС») до работоспособного состояния вполне возможно».

Константин Сивков (Академия геополитических проблем):

«Я считаю, что испытания необходимо продолжать по двум причинам. Во-первых, спущен на воду подводный ракетный крейсер 955-го проекта «Юрий Долгорукий», на стадии строительства находятся еще две подводные лодки, которые созданы под «Булаву»... Во-вторых, прекращено производство предыдущего поколения твердотопливного ракетного комплекса Д-19… Тогда (в 1990-е годы. – «КС») начался разгром научно-технологических школ, который продолжается до сих пор… Значительная база наработок по твердотопливным ракетам, да и жидкостным ракетам тоже, в немалой степени утеряна… Немалую роль в этом играет и то, что разработка была отдана Московскому институту теплотехники, до этого ни разу не делавшему твердотопливные морские ракеты... Может быть, передать этому центру (ГРЦ имени В.П. Макеева. – «КС») из Московского института теплотехники весь проект?»

Олег Бурцев, замначальника Главного штаба ВМФ РФ:

«Мы обречены на то, что она все равно полетит. Тем более что программа испытаний до конца еще не выполнена... Ничего новое сразу не идет… Корабельный экипаж полностью отработал все задачи... Флот со своей задачей справляется, а вот промышленность дает иногда сбой… Мы вполне способны решить те задачи, которые поставит верховный главнокомандующий…»

Владислав Шурыгин, военный эксперт:

«Неудачные пуски «Булавы» говорят лишь о том, насколько сейчас упало качество производства ВПК, насколько сейчас разрушен военно-промышленный комплекс. Это свидетельствует о таких громадных проблемах, как технологическое отставание, отсутствие перспектив и хорошо подготовленных кадров. Все перечисленное приводит к тому, что мы видим последние годы».