Корабельная сторона
Номер от 25 февраля 2010 г.

Штокман. Надо меняться
Минувшая неделя стала для северодвинских судостроителей «нефтегазовой».

Инспекция представителей  «Газпрома» во главе с Александром Ананенковым  на «Арктической» - проверка готовности и на следующие проекты. Фото Владимира Ковпака
Инспекция представителей «Газпрома» во главе с Александром Ананенковым на «Арктической» - проверка готовности и на следующие проекты. Фото Владимира Ковпака

В Архангельске состоялся форум поставщиков нефтегазового оборудования, а заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков проинспектировал строительство газпромовских заказов на северодвинских верфях.

НЫНЕШНИЙ год – особый и для «Звездочки», и для Севмаша. В 2010-м должны завершиться два самых, пожалуй, «долгоиграющих» проекта обеих верфей в нефтегазовой сфере. «Газпром» настаивает, чтобы уже ближайшим летом МЛСП «Приразломная» отправилась от причала Севмаша в Баренцево море. В нынешнем году запланирована и сдача заказчику СПБУ «Арктическая».

Разумеется, завершение строительства обеих платформ будет сопровождаться комментариями о накопленном опыте, освоении технологий и готовности эти технологии применять и в иных нефтегазовых проектах. При этом в первую очередь под «иными проектами» будет подразумеваться проект освоения Штокманского газоконденсатного месторождения.

Стоимость освоения Штокмана оценивается в сумму от 15 до 20 миллиардов долларов. Из этих денег немалая часть будет потрачена на те работы, в которых теоретически могут принять участие и Севмаш со «Звездочкой». Понятно, что даже крохи от этого куска смогут серьезно улучшить рацион обоих предприятий. В претензиях северодвинцев на штокманские деньги есть вполне рациональные географические мотивы – измеряемое в морских милях преимущество, безусловно, на стороне наших предприятий. Однако одной географии для того, чтобы претендовать на партнерство с ведущими европейскими верфями в освоении крупнейшего арктического месторождения, явно недостаточно.

Речь о европейских верфях зашла неслучайно. В силу отсутствия в России технологий и опыта освоения таких месторождений основная борьба за штокманские подряды развернется между мировыми лидерами в строительстве нефтегазовой морской техники – STX, AKER, FMC, SAIPEM… Отечественные верфи ожидает лишь роль субподрядчиков при изготовлении сложной техники. Впрочем, привлечение российских поставщиков к исполнению контрактов является одним из требований оператора проекта – совместного предприятия «Штокман Девелопмент АГ» – к участникам организуемых им тендеров, а степень такого российского участия станет важным фактором при определении победителя.

Встает второй вопрос: а насколько готова та же «Звездочка» к работе в кооперации с современными верфями?

Надо признать, что благостное ожидание того момента, когда верфи на блюдечке подадут объемный контракт, преждевременно. Существуют весьма серьезные препятствия технического и организационного характера, и предприятию еще предстоит доказывать свою способность преодолеть их.

Если говорить о технике, то тут все кажется не слишком сложным. Пусть сегодня «Звездочка» не в состоянии привычным способом через док-камеру отгружать крупногабаритные конструкции, но реконструкция набережной, создание специальной площадки и иной инфраструктуры – это всего лишь инженерно-финансовая задача, и справиться с ней ягринской верфи вполне по силам.

Со вторым комплексом проблем предприятию будет бороться сложнее. Монтаж специальной морской техники на арктическом месторождении возможен в крайне ограниченный период времени. Даже незначительная задержка поставки создает немалые риски для заказчика. Сбой в работе одного из поставщиков может обернуться гигантскими финансовыми потерями. Поэтому, оценивая свои риски при заключении субподрядных контрактов, заказчик будет руководствоваться в первую очередь способностью поставщика выдерживать график поставок.

Есть еще ряд условий, соблюдение которых даст северодвинским предприятиям значительно более весомые гарантии на участие в проекте. Это оперативность управления, понятный и простой алгоритм принятия решений. Особое внимание потенциальные иностранные заказчики обращают и на уровень организации охраны труда, промышленной безопасности, экологичности работ. Предстоит озаботиться предприятиям и вопросом, где взять достаточное количество инженеров и менеджеров, владеющих иностранными языками.

Да, «Звездочка» и Севмаш находятся очень близко к Штокманскому месторождению, но еще не так близки они к участию в проекте. Приблизиться к Штокману можно, но для этого необходимо многое менять в подходах и приоритетах управления.

Госзаказ «Звездочки» сокращается - это не новость. Работа над проектами по созданию специальной техники для Штокмана только в первой фазе освоения месторождения позволит обеспечить загрузку предприятия на 4 года. Дальше будет вторая и третья фазы, производство и ремонт специальной оснастки. Но для того чтобы это было, надо менять приоритеты и мышление. Причем эти изменения должны затронуть все категории работников – от руководителей до рабочего.

Евгений ГЛАДЫШЕВ