Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2010 г.

Заплатим газом за базу
Дружить с украинцами намерено и наше Севмашпредприятие

Российским и украинским морякам суждено шагать вместе. Фото «КС»
Российским и украинским морякам суждено шагать вместе. Фото «КС»

Честное слово, так и просятся перефразированные ленинские слова: «То, о необходимости чего так долго говорили, свершилось…» 21 апреля в Харькове Россия и Украина подписали договор о продлении срока пребывания Черноморского флота России в базе Севастополя. Ни много ни мало, а на четверть века, да еще и с последующим возможным продлением еще на пять лет. С учетом, что действующий договор истекает только в 2017-м, то российские корабли, возможно, останутся в Севастополе на… 37 лет. Возможно, но не факт. Решение нового президента Украины было встречено оппозиционными силами Незалежной с крайним раздражением, ратификация договора радой оставалась под большим вопросом.

С РАТИФИКАЦИЕЙ в России вопросов нет: Госдума в целом уже отрапортовала, хотя есть и некоторое число сомневающихся и открытых критиков соглашения. Основной довод последних: не слишком ли дорогую цену заплатит налогоплательщик России, то есть мы с вами, по упомянутому договору? Взаимообразное удешевление российского газа для Украины на треть – это ведь ляжет не на какой-то отвлеченный фонд, а на госбюджет. Каменное лицо г-на А. Миллера, подписавшего соглашение от имени «Газпрома», не сулит российскому рядовому пользователю ничего хорошего – цены на газ внутри страны наверняка потянутся вверх. Одновременно с прочими тарифами ЖКХ.

Между тем за несколько дней до нынешних событий наш Севмаш тоже потянулся к Черноморью, по своему кораблестроительному руслу. Как сообщила пресс-служба предприятия, 15 апреля Севмаш и Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) заключили соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает «обмен специалистами и повышение их квалификации, обмен опытом в области инновационных технологий, взаимное продвижение продукции и услуг, содействие в привлечении заказов».

Одряхлевшему флоту России снова сулят большую приборку... Фото «КС»
Одряхлевшему флоту России снова сулят большую приборку... Фото «КС»

Генеральный директор Севмаша Николай Калистратов уже побывал на николаевской верфи, ознакомился с опытом местных корабелов. Директор ЧСЗ Дмитрий Мордовенко, которого, к слову, ждут с ответным визитом в Северодвинск, был оптимистичен: «Пришло время восстанавливать утраченную кооперацию в области судостроения, и наше партнерство с Севмашем - первый этап в этом направлении».

Иные обозреватели, отметим, тут же заговорили даже о совместном строительстве неких кораблей для флотов России и Украины. Между прочим, кризисная Украина в прошлом году построила 30 судов, то есть много больше, чем вся гигантская ОСК «державной» России за три последних года. Нуждаются ли ВМС Украины в обновлении своего флота - это вопрос к украинцам, а вот положение с новостроем для нашего Черноморского флота нужно признать близким к катастрофе. Правда, в минувшие выходные центральное телевидение бесстыже отрапортовало с экранов о прекрасном состоянии российского Черноморского флота. В частности, прозвучала цифра о том, что в его строю находятся аж 10 (!) подлодок, в то время когда их всего две, и обе не в строю, а на серьезном ремонте. Да и в оценке новых кораблей флота московские ребята явно загнули. И в общей оценке боеспособности ЧФ вдохновленные московские журналюги, вероятно, рассчитывая, что обыватель газет не читает, приболтали лишнего и не сослались на опубликованные в печати оценки военных специалистов. Промолчали и о том, что по численности и потенциалу Черноморский флот России уже кратно уступает турецкому. О прочих флотах стран НАТО южного сектора даже не говорим. Оставим ложь на совести тележурналистов, а обывателей, скорее всего, до поры до времени в «счастливом неведении».

На момент верстки этого номера «КС» (полдень 27 апреля) из Киева поступила следующая информация. К зданию Рады стягиваются сторонники и противники ратификации. Зафиксированы первые стычки с милицией, которая пытается остановить манифестантов на подступах к парламенту. Всего их ожидается не менее 15 тысяч человек - 10 тысяч обещает созвать оппозиция (только из Львова в Киев прибыло 40 автобусов, доставивших около двух тысяч членов оппозиционных партий и депутатов местных органов власти), вдвое меньше - сторонники Януковича. Ситуация в Раде напряженная: оппозиция собирается препятствовать ратификации соглашения, вплоть до угроз заблокировать трибуну парламента. В зале заседаний Верховной рады Украины, где обсуждался вопрос, возникли беспорядки, была брошена дымовая шашка... Тем не менее большинство депутатов проголосовали за ратификацию.

Олег АНДРЕЕВ