Корабельная сторона
Номер от 19 мая 2011 г.

Слабое звено проявилось в рейсе
Атомный ледокол «Таймыр» вернулся в Мурманск в ночь на 11 мая

Фото «КС»
Фото «КС»

Напомним, вечером 3 мая при плановом завершении работы в Енисейском заливе корабельная система контроля зафиксировала незначительное повышение радиоактивности воздуха в вентиляции реакторной установки ледокола «Таймыр». Вероятной причиной явилась неплотность системы первого контура. В этот момент «Таймыр» вел транспортное судно в Дудинку.

ПУТЬ «Таймыра» в Мурманск, как стало известно, отслеживался службой контроля за движением судов береговой охраны Норвегии. Норвежцы следили за нашим ледоколом с того момента, как появилось первое сообщение о радиационном происшествии на его борту.

В пятницу вечером в сопровождении атомного ледокола «Россия» корабль с аварийной установкой прошел через Карское море и для многих неожиданно остановился в бухте Долгая на острове Вайгач. Здесь, по сведениям той же спутниковой разведки, «Таймыр» и его провожатый оставались 24 часа, а затем «Таймыр» на «пониженной скорости» продолжил движение в Мурманск. Ледокол «Россия» вернулся в Карское море для ледовых проводок, а его (в качестве провожатого) сменил другой атомный ледокол – «Ямал», который возвращался из Белого моря. Обозреватели прокомментировали стоянку «Таймыра» у Вайгача как вынужденную остановку для «расхолаживания» атомной энергетической установки.

Через несколько часов после прибытия в порт на борту «Таймыра» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие руководители Росатомфлота, капитан и главный механик судна. На ней капитан ледокола Вадим Иванов сообщил буквально следующее:

«Первоначальная проверка показала, что технологические параметры первого контура, давление и температура, уровень в компенсаторах находятся в эксплуатационных пределах, уровень активности не превышает контрольных значений. Выход активности в окружающую среду за пределы защитной оболочки не зафиксирован. Мы обратились в санэпиднадзор для дополнительного обследования».

Главный механик ледокола Сергей Луценко продемонстрировал журналистам показания приборов: на центральном пульте управления они показали 7 микрорентген в час, в рабочих помещениях - от 9 до 12, самые высокие показатели на ледоколе - 25 микрорентген в час - зафиксированы в помещении, примыкающем к ядерному реактору, но эти цифры соответствуют нормальному радиационному фону.

По первым теоретическим расчетам причиной повышения радиоактивного фона на ледоколе могла стать течь размером меньше одного миллиметра и длиной в несколько микронов, которая образовалась в подблочном пространстве трубопровода. За трое суток через нее, возможно, вытекло около шести кубометров теплоносителя. Однако убедиться в этом можно будет, лишь сняв защитную оболочку реакторной установки и несколько блоков биологической защиты, чтобы затем произвести просвечивание всех элементов трубопровода. Эти работы могут занять по времени от двух недель до двух месяцев. В России есть организации, которые проводят подобные работы, могут их произвести и специалисты Росатомфлота при взаимодействии с конструкторами Бюро машиностроения имени Африкантова. На прошлой неделе специалисты изучали вопрос: придется ли менять «всю линию компенсации давления, где произошла утечка, или ремонтировать вспомогательную систему по частям». По словам генерального директора Росатомфлота, система газовой компенсации давления — слабый элемент первых атомных ледоколов, однако на установках будущего поколения эти вопросы уже решены.

На пресс-конференции было объявлено, что на сегодняшний день энергетическая установка «Таймыра» выработала 136 тысяч часов, и специалисты надеются, что этот ресурс можно будет продлить до 200 тысяч часов - состояние корпуса реактора это позволяет. Также была подтверждена информация о том, что подобная ситуация возникала на ледоколе примерно год назад, но не в море, а во время технологических проверок.

Олег АНДРЕЕВ