Пенсионерская правда
Номер от 18 ноября 2011 г.

И пить плохо, и не пить тяжело…
Добрый день, дорогая редакция. В очередной раз рада нашей встрече. Большое спасибо за публикацию моих рассказов. Хочу предложить вашему вниманию эссе на очень больную для всех нас и очень важную тему. Вопрос, который задавал себе Гамлет, и сейчас актуален, но часто звучит в другой интерпретации: «Пить или не пить?..»

Когда я услышала (об этом сказал Геннадий Зюганов, выступая в Госдуме), что в текущем году от продукции российской ликёро-водочной промышленности погибли уже сорок тысяч человек, ужаснулась. Это всё равно что представить: вдруг, вот так сразу, не стало нашего Биробиджана с такой же численностью населения или нескольких десятков больших деревень, как мой Найфельд. Пьянство в России давно признано национальным бедствием. Бедой!

Пить на Руси начали более тысячи лет назад – упоминание об этом есть даже в памятнике древнерусской литературы «Повести временных лет». К князю Владимиру приходили проповедники разных религий и склоняли к своей вере. Немцы – к католической, хазары – к иудаизму. А когда пожаловали булгары с предложением магометанской веры и сказали, что Магомет учит их не есть свинины и не пить вина, Владимир ответил: «Руси есть веселие пить, - не можем без этого быть!» Сколько ж бед принесла с тех пор наша любимая русская привычка!

Алкоголь губит, калечит людей и их судьбы, отнимает разум и здоровье, семью и близких, друзей и любимых. Пьяных я боюсь и ненавижу с детства. Отец часто прикладывался к рюмочке, и его ничто не останавливало: ни работа, ни мамины слёзы, ни мои мольбы. Не пугали и партийные выговоры. И это в конце концов стало причиной их с мамой развода. Недавно так же расстались уже немолодые муж с женой: он – врач-педиатр, она – учительница начальных классов. Мы работали с ней в одной школе, и я всегда замечала, что слишком она была тихая и какая-то забитая. У неё не было подруг, у него – друзей. Да и вообще к ним никто не ходил. Все думали, из-за их огромной и страшной собаки.

Но, как выяснилось, муж нашей коллеги был намного страшнее их Джека: пьяница и буян, домашний тиран и бабник. И она, бедная, терпела всё это много лет. Работала, будучи уже на пенсии: надо было рассчитаться за новенькие окна и лоджию. А он только пропивал свою пенсию и работать не собирался, а ведь здоровый лоб! Да ещё и, как мы потом узнали, унижал жену. Вот у неё и лопнуло, наконец, терпение, и она, бросив такую замечательную квартиру, уехала. Куда – никто не знает.

Я вижу, как из-за увлечения мужей (а часто и жён) алкоголем рушатся многие семьи в нашем селе. И страдают от этого в первую очередь дети – их психическое и физическое здоровье. А сколько аварий, разных преступлений происходит по пьяни!

В разное время в разных странах пытались бороться с пьянством. В США, например, в 1928 году был объявлен сухой закон, но ничего хорошего он не принёс. В России сухой закон вводили в годы Гражданской войны, а затем в годы перестройки при М.С. Горбачёве. Идея, конечно, была хорошая, а по сути оказалась настоящим вредительством. Вырубили виноградники, и народ начал пить всё – от одеколона до политуры и жидкости для мытья стёкол.

Огромные очереди за спиртным вызвали в народе недовольство властью. Именно в те годы рождались смешные анекдоты про Горбачёва. Приведу один из них, который рассказывал однажды по телевидению сам Михаил Сергеевич. Рассказывал и добродушно смеялся. «Москва. Один мужик, стоявший с раннего утра в очереди за водкой, разозлился и пошёл в Кремль, чтобы убить Горбачёва. Через два часа возвращается снова к магазину и говорит: «Там ещё длиннее очередь!»

А что изменилось сегодня? В магазины (даже в фирменные!) нередко попадает некачественная или даже «палёная» водка, от которой умирают люди. А наше правительство, ужесточив для видимости режим продажи спиртного, повышает и повышает цены на спиртное. Коммунисты давно предлагают национализировать минерально-сырьевую базу, ввести прогрессивный налог и брать в государственные руки ликёро-водочную промышленность. Да-да, ту самую, от продукции которой, по информации лидера КПРФ Геннадия Зюганова, в первом полугодии погибли 40 тысяч человек. Если бы это сразу решило алкогольную проблему! Но ведь не могут россияне не пить! Сегодня, как говорят, «и пить плохо, и не пить (жить) тоже тяжело!» И смех и слёзы! Да ведь у нас всегда так: от великого до смешного (как и от любви до ненависти) один шаг. И мы снимаем фильмы типа «Хорошо сидим!», «Особенности национальной охоты (рыбалки)», сочиняем анекдоты и загадки про пьяных и пьянство, смеёмся сквозь слёзы и успокаиваем себя присказкой «кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт». И ничего не можем, а вернее, не хотим сделать, чтобы покончить с этим повальным всероссийским бедствием, что похуже всякого мора.

Только русский, услышав «сто грамм», не спрашивает, чего именно, и смеётся над анекдотом-загадкой про немца и русского. Помните:

- Что русскому хорошо, а немцу смерть?

- Литр водки!

И по сей день живём по принципу: курить вредно, пить противно, а умирать здоровым жалко. Вот уж точно сказано: на Руси три беды – дураки, дороги и пьяные. И последняя беда, считаю, самая страшная. От неё и все остальные. И опять задаюсь извечными риторическими вопросами: КТО

ВИНОВАТ? и ЧТО ДЕЛАТЬ?

Но ответов на них пока ещё не нашли.

Ольга Семёновна Дулова, 679519, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, с. Найфельд, ул. 40 лет Победы, дом 2, кв. 1