Самое интересное
Номер от 14 октября 2005 г.

Раковые чипсы
На прошлой неделе в Москве прошло награждение организаций-лауреатов премии правительства РФ в области качества. Прошло практически незамеченным, несмотря на то что о проблемах качества российских товаров сегодня говорят часто, а данной награды за почти десятилетие ее существования удостоились лишь 65 из 900 претендентов. Возможно, причиной тому определенная специфика премии - оценивается не конкретный продукт или услуга, а предприятие в целом.

ПОМИМО названной награды в России существует 32 «качественных» премии. Причем две трети из них - коммерческие, то есть за определенную плату практически любой желающий может стать обладателем соответствующего диплома, приза и т.д. В результате полки магазинов пестрят товарами со всевозможными медальками на упаковке, но далеко не все из них являются действительно качественными.

Запретить «платные» премии сложно. Выход - в более активной пропаганде настоящих премий за качество, полагают специалисты. Когда покупатель рублем начнет голосовать за обладателей «правильных» премий, у предприятий появится больше заинтересованности в том, чтобы заслужить награду, а не купить.

Сейчас в далекой от нас Калифорнии разгорается дискуссия о необходимости специальной маркировки на упаковках с чипсами, предупреждающей потребителей о том, что продукт может вызывать рак. Поводом послужили опыты американских ученых, доказавших, что образующийся при приготовлении чипсов акриламид способствует возникновению раковых опухолей у мышей и крыс.

Картофельные чипсы - один из любимейших гарниров в США. Американцы тратят 4 млрд долларов в год на французский картофель и еще 3 млрд - на чипсы. При этом диетологи постоянно предупреждают о том, что в этих продуктах содержится избыточное количество соли и масла. Теперь, похоже, у чипсов появился и более серьезный недостаток... Генпрокурор Калифорнии Билл Локер подал в суд иск против ряда пищевых компаний, утверждая, что их необходимо заставить делать специальную предупреждающую маркировку на всех пакетах с чипсами и французским картофелем, которые продаются в Калифорнии. Он даже предложил возможный текст такого предупреждения: «Продукт содержит химическое вещество, которое, как доказали опыты в штате Калифорния, может вызвать рак».

Чем закончится спор, неизвестно, точку должно поставить министерство пищевой и фармацевтической промышленности США. Однако российским потребителям, несмотря на то что объем отечественного рынка чипсов составляет около 800-850 млн долларов, о таком внимании к себе остается лишь мечтать.

«В целом в России очень плохая культура упаковки - мы отстали от Запада лет на 15-20», - рассказал председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, у нас существуют ГОСТы в отношении определенных групп товаров, однако они во многом устарели. Есть и статья 10 закона о защите прав потребителей, определяющая лишь общий вид этикетки. Сегодня подробная информация о товаре зачастую отсутствует - так проще уйти от ответственности: производителя нельзя, например, привлечь за введение в заблуждение, раз никаких сведений просто нет. «К тому же понятно, что не в интересах производителей предоставлять полную информацию о составе. Так, целые группы товаров у нас позиционируются как товары для здоровья, но после ознакомления с этикеткой становится ясно, что это не более чем реклама», - сетует Янин. Он отмечает, что такая ситуация складывается из-за отсутствия внимания со стороны государства к этой сфере, а также из-за слабости научных исследований.

Координатор генетических программ «Гринпис Россия» Наталья Олефиренко считает, что большая часть вины лежит на производителях: «Даже в случае, когда есть закон, компания маркирует продукцию на содержание химических или генетически измененных веществ, только когда ее ловят за руку либо когда она боится этого». Поэтому забота о здоровье потребителей становится делом самих потребителей. Массовый отказ от покупки «молчаливого» товара рано или поздно заставит его «заговорить». «Жестким общественным контролем и судебными разбирательствами можно добиться от производителей более полной информации о содержании химических и генетически измененных веществ», - уверена Олефиренко.

Utro.Ru, Gzt.Ru