Самое интересное
Номер от 25 января 2006 г.

Людмила Абрамова: «У нас с Высоцким уже семь внуков»
Людмила Абрамова, вдова Владимира Высоцкого, сейчас полностью посвятила себя музею Высоцкого, она его и смотритель, и ангел-хранитель…

- ПОСЛЕДНИЙ раз я был в доме Высоцкого на Таганке в конце 80-х годов. Была одна комнатушка в обшарпанном здании. Сейчас музею принадлежит весь дом – отремонтированный и ухоженный. Кто главный спонсор?

– Государство! Мы теперь - Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого. Здесь бывал Высоцкий. Существует фотография, где он стоит у стены своего будущего музея, она у нас на самом видном месте. Долго ждали, пока отсюда выселят жильцов – 22 семьи. Бытовые условия у них были кошмарные – без горячей воды, электричество четыре дня в неделю. Спасибо Лужкову, всем дали достойную жилплощадь.

– Музею уже больше 15 лет. Интерес к нему не упал, люди приходят?

– Нет, поток не уменьшается. Много старшеклассников. Высоцкий же включен в школьную программу. Часто приходят ветераны: вот тут я вместо часовой экскурсии провожу с ними часа по три. Песни Высоцкого о войне – уникальный феномен. Ему же в 1941 году было лишь три года, а как сумел о ней рассказать!

– Если имя вашего младшего сына Никиты Высоцкого на слуху, он директор музея, ведет на ЦТ передачу «Своя колея», то о старшем сыне Аркадии практически ничего не слышно. Он чем занимается?

– Аркаша в отличие от Никиты человек не публичный. Он сценарист. Написал сценарии для многих художественных фильмов, например для сериала «Не¬отложка». А вообще-то, он очень домашний, семейный человек. Он потрясающий отец. Двое его старших детей учатся в Америке. Во втором браке у него трое – четырнадцатилетний Никита, трехлетний Миша и скоро будет год Маше. Аркадий с ними возится, кормит, гуляет, благо работает в основном дома. Отец каких мало! А у Никиты двое сыновей: старшему, Семену, девятнадцать, младший, Даниил, в этом году заканчивает школу. Так что у меня уже семь внуков – потомков Владимира Высоцкого.

– А чем вы, Людмила Владимировна, занимались до музея?

– Особой творческой биографией похвастать не могу. Всю себя посвятила Володе и нашим детям. Рожала, возилась с ними, кормила, ласкала, да и сам Володя был как ребенок. Он нуждался и во внимании, и в уходе, и в лечении, и в помощи, и в восхищении. Не всегда были цветы под ногами – были и годы безработицы, и абсолютной нищеты, мало кто его понимал. Я же с первого дня знакомства поняла, что он за человек, что он одарен за¬предельно. Когда же дети подросли, я руководила художественной самодеятельностью, работала в Доме пионеров, преподавала в школе. И до сих пор преподаю.

– Принимает ли какое-нибудь участие в работе музея последняя жена Высоцкого Марина Влади?

– Знаете, музей ее не интересует. Она выходила замуж не за музей, не за Театр на Таганке, она любила, и она посвятила любимому двенадцать лет своей жизни. Об этом надо помнить и с этим считаться. С ней у нас существует постоянная связь через доверенное лицо – Юлию Абдулову, дочь лучшего друга Володи Всеволода Абдулова, умершего недавно. Марина является наследницей Высоцкого, и мы не имеем права без ее ведома и согласия издавать, переиздавать творческое наследие. Но никаких неприятностей от нее никто в России не имеет. Бывает сейчас в России крайне редко и в деятельность музея не вмешивается: не помогает, но и не мешает.

– А обиды на Высоцкого у вас нет?

– Да бог с вами, за что обижаться? Наоборот, я считаю, что он меня сформировал. В 22 года, когда с Володей познакомилась, я была совсем другим человеком. С ним я поумнела, подобрела, приобрела тот бесценный жизненный опыт, которого хватит на всю оставшуюся жизнь.

Беседовал Александр СПИРТОВ, «Родная газета»