Самое интересное
Номер от 2 августа 2006 г.

Кража века
В Эрмитаже появился новый вид «оборотней». В Эрмитаже разразился грандиозный скандал. Из сокровищниц пропало более двухсот экспонатов, преимущественно ювелирных изделий. На момент верстки номера было известно немногое...

ИЗ хранилищ музея пропали ювелирные украшения, совокупная стоимость которых превышает 130 миллионов рублей ($5 млн). Как сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе Эрмитажа, из хранилища, в котором были собраны изделия русских ювелиров, пропала 221 единица хранения. В основном это перегородчатая эмаль XV-XVIII веков. В самом музее исчезновение экспонатов, обнаруженное в ходе внутренней проверки сохранности фондов, уже называют кражей.

Общая стоимость пропажи оценивается в 130 миллионов рублей. Однако аукционная стоимость коллекции, как отмечают эксперты, может быть в несколько раз выше: украденные экспонаты ни разу не вывозились за рубеж, и их страховочная стоимость не определялась.

В любом случае в первую очередь происшедшее ударит по репутации как самого Эрмитажа, так и вообще всего российского музейного сообщества, считает «Время новостей». Разговоры о довольно условной сохранности культурного наследия в музеях ведутся давно и постоянно, но столь массовых и вопиющих прецедентов не было уже много лет. Это же ЧП, скорее всего, станет поводом для массовой ревизии экспозиций и запасников многих музеев, которая может принести новые «сюрпризы».

Что касается самого Эрмитажа, то уже в понедельник глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Борис Боярсков распорядился о проведении в музее проверки состояния учета и сохранности коллекций.

Правоохранительные органы пока не могут квалифицировать это исчезновение, отмечает «Российская газета». До окончания проверки обстоятельств происшедшего они не решаются назвать случившееся хищением. В ходе плановой проверки одна из хранителей - пожилая женщина - скончалась от сердечного приступа. Связано это как-то с пропажей экспонатов или нет, пока сказать трудно, подчеркивает газета. Но не вызывает сомнений то, что кто-то из сотрудников Эрмитажа причастен к исчезновению эмалей. Возможности вынести ценные предметы есть не только у хранителей - у подсобных рабочих, уборщиц, смотрителей. Проверки персонала при входе и выходе из музея достаточно поверхностные. И если крупный предмет вроде картины пронести очень трудно, то ювелирные изделия легко спрятать в одежде, а в определенной обертке они могут быть не замечены даже металлоискателями.

Как пишет «Время новостей», основная версия по пропаже ювелирных изделий возникла сразу, как только стало известно, что около месяца назад студенты одного из петербургских институтов помогали наводить порядок в двух запасниках русского отдела музея. Следствие не исключает, что кто-то из практикантов может быть причастен к краже этой коллекции. Однако, по мнению оперативников, без помощи сотрудников музея тут не обошлось.

«Скорее всего, похищение данных экспонатов было осуществлено по заказу кого-то из владельцев частных коллекций, и не обязательно российских, - отметили представители ГУВД. - Сейчас введен план «Перехват», оповещены все милицейские подразделения, а также таможня. Все пассажирские грузы и машины будут досматриваться особенно тщательно».

Стоит отметить, что за последние 15 лет из российских музеев и частных коллекций было похищено более 50 тысяч произведений искусства: 3,4 тысячи картин, 37 тысяч икон, 1,5 тысячи редких книг, а также ювелирные украшения. Стоимость украденного оценивается более чем в 1 млрд долларов, сообщает «Газета». Крупных краж за этот период было совершено около 20. В 1992 году были украдены 14 картин русских художников из экспозиции Художественного музея в Сочи. В 1994 году из Российской национальной библиотеки в Петербурге пропало 92 экспоната - древние уникальные рукописи и ритуальные предметы, оцениваемые почти в 140 млн долларов, а на следующий год оттуда же исчез изданный в начале ХIХ века 4-томный атлас Джона Одабона «Птицы Америки» стоимостью около 3 млн долларов. В 1999 году в питерских музеях произошло сразу два крупных ЧП. Из Русского музея были выкрадены две картины Василия Перова, а из Музея Российской академии художеств - 16 полотен русских художников: Ильи Репина, Ивана Шишкина и Василия Тропинина.

Самая же громкая кража из Эрмитажа была совершена в марте 2001 года, когда преступники вырезали из подрамника картину французского художника Жана Жерома «Бассейн в гареме», оценивающуюся более чем в 1 млн долларов.

Smi.Ru