Зимняя вишня
Номер от 1 апреля 2011 г.

Лечить сердцем…
Ни один человек в современном мире не может обойтись без врача – рано или поздно к нему обращаться приходится. И, конечно, хочется, чтобы это был грамотный, понимающий и сочувствующий человек, который мог вселить надежду и веру в хороший завтрашний день.

Помнится, еще великий Бехтерев сказал: «Если после разговора с врачом больному не становится легче, это не врач». Вот тут к месту будет рассказ о фельдшере, которая встретилась на моем пути в молодости. Я впадала в панику, когда заболевала моя дочка, а она приходила, не спеша раздевалась, спрашивала, где помыть руки и говорила: «Полотенчико мне, ребенка же буду смотреть». Растирала замерзшие руки, прежде чем коснуться спинки малышки. Проходило минут пять, и я начинала успокаиваться – значит, ничего страшного, опасного, чего я себе уже навоображала, нет. А она потихоньку говорила, улыбалась, внимательно и осторожно ощупывала дочку своими мягкими пухленькими ручками. И та тоже умолкала, улыбалась ей в ответ, завороженно глядя на блестящий фонендоскоп…

Как я сейчас понимаю, в медицинской науке она была не сильна, но профессионально умела делать все, чему ее научили. Но главное! Она умела вселить вот эту надежду, это спокойствие, которого я так ждала. Ведь улыбка медика, доброе слово – они согревают больного и часто больше делают, чем всякие дорогостоящие лекарства. Вот и в тот момент такая психологическая поддержка нужна была больше мне – ведь если спокойна мать, то и дитя быстрее поправляется.

…Прочитала на днях дневниковые записи нашего знаменитого художника Левитана. На курорте, куда врачи ему настоятельно рекомендовали съездить, он записал: «…здесь специалисты лечат сердце ваннами. Какой вздор! Сердце можно лечить только сердцем!». Вот оно! И я теперь понимаю, почему та фельдшерица закрывала глаза, когда слушала больного: она слушала так, как слушают музыканты музыку – именно так они ее воспринимают и чувствуют. Сердцем! Душой!

Конечно, врачи тоже живые люди, и у них тоже могут быть свои проблемы и болячки. Сейчас врач, как диспетчер, отправляет больного на всякие обследования-анализы, и это необходимо, но тут уж не до душевных разговоров, тут бы успеть все записать, все занести в многочисленные журналы. Знакомая рассказала мне про вроде бы забавный, но, с другой стороны, очень грустный случай. На работу в районную поликлинику приехал молодой врач. Его ждали, ведь пока еще на селе доктор – и бог, и царь. Беседуя со своим начальником-коллегой, молодой человек деловито спросил: «Когда я должен приходить и во сколько могу уходить?». Ну, а старый врач был воспитан на священной клятве Гиппократа и от такого вопроса просто оторопел, потому что, кроме этого, ничего новоиспеченного специалиста не интересовало. Нет, он еще осведомился о зарплате. И знаете, что ему ответил главврач? - «Вы можете уходить прямо сейчас и больше не приходить». Нет, не все такие, и среди молодых медсестер, врачей немало хороших, сочувствующих специалистов, но все-таки встречаются те, кому неплохо бы сделать прививку от равнодушия. Врачи прошлого века настойчиво учили своих студентов: «Поставь себя на место больного», - потому как больной ждет милосердия, и все мы хотим, чтобы нас лечили сердцем. Правда, надо и самим проявлять понимание, терпение, такт. И вероятно, искать того врача, который умеет лечить сердце сердцем, у которого нет «душевного ожирения». Пусть попадется вам такой доктор!

Н. Дмитриева