Вечерний Северодвинск
Номер от 14 февраля 2006 г.

Актер королевства кривых
«Пикник» всегда превращает концерт в мистерию

Ожидаемый аншлаг состоялся - воочию увидеть сценическое колдовство группы «Пикник» пришли те, кто впервые услышал их музыку в начале восьмидесятых, и те, кто совсем недавно познакомился с ней. Дело того стоило - питерские музыканты привезли с собой не только все декорации своей новой программы «Королевство кривых», но и персонажей, населяющих его.

Концерт - это спектакль и ритуал, наполненный далеко не простым смыслом. Загадки, цитаты и аллюзии в стихах лидера группы Эдмунда Шклярского иногда просто игра, скрывающая самые обычные проявления нашей жизни, иногда пропуск в пограничные территории. Сами музыканты, в темных очках и черных плащах, эмоций почти не проявляют, даже в самые яркие вспышки энергии зала. За них это делают, как сказал сам Шклярский, ожившие фантомы королевства кривых. Огромное колесо, выкатившееся в самом начале концерта, в конце начинает не только двигаться, но и танцевать. Трехметровый Пьеро (если белого великана в маске можно так назвать) сперва кажется печальным поэтом, а потом становится жестоким кукловодом.

Все два отделения концерта зрители пребывали в состоянии не просто культурного, но и самого настоящего шока. Впрочем, не все - во время вступления к одной из песен на сцену выбрались два мужичка и попытались не то взять автограф, не то просто подарить раритетную виниловую пластинку раннего альбома группы. Шклярский остановил музыку и вежливо попросил все вопросы с автографами решить после концерта.

Музыканты не общались с залом, не танцевали, но энергетика музыки была настолько сильна, что всего этого не понадобилось. Контакт был абсолютным, и все, что группа хотела сказать, она сказала. Первый же ответ Эдмунда Шклярского в торопливом закулисном интервью все объяснил.

- Действительно, мы воспринимаем наше выступление как некий спектакль, в котором у каждого своя роль. Совершенно естественно, что актеры не разговаривают с залом и не произносят фраз, не связанных с действием. Для нас это было бы странно. Почти все сюжетные ходы концерта записаны, и слова музыкантов в них не предусмотрены. Мы общаемся при помощи нашей музыки, от нас другого и не ждут. Это ведь не вечер вопросов и ответов, когда можно сыграть три песни, а потом общаться с залом. А песен у нас много.

- А какова была ваша роль в спектакле - герой, злодей, жертва?

- Жертва у нас сегодня синтезатор, в него засыпались блестки. А свою роль определить как-то однозначно не могу.

- Слушая ваши песни и наблюдая за представлением, может показаться, что вы создаете какую-то новую мифологию.

- Это не совсем мифология, это отражение. Мифология - это только персонажи, ожившие фантомы королевства кривых.

- Так называется ваш новый альбом, а что это за королевство?

- Названием мы обязаны заглавию книги «Королевство кривых зеркал», из которого убрали одно слово - и появился совершенно новый мир, в котором мы и пребываем.

- Так это образ нашего мира?

- Да, это скорее реальный мир. Идеальный принадлежит Дон-Кихоту и князю Мышкину, а реальный - нам.

- Вы с ним боретесь?

- Зачем же? Мы ведь тоже не идеальные люди, наверняка какая-нибудь кривизна в нас присутствует.

- Страха на сцене не испытываете?

- Нет, я боюсь совершенно земных вещей - например, на самолете летать. На самом деле было бы очень хорошо испытывать страх на сцене.

Концерт группы «Пикник», несмотря на мрачноватую атрибутику и костюмы, все же провел зрителя через тьму к свету. Если целью спектакля было еще раз утвердить зрителя в вере в добро, то она была достигнута. Развеселых и простых песен Шклярский обычно не поет, поэтому и понять послание художников не всегда легко. Зато его разгадка всегда дарит удивительную радость соучастия в творчестве. Быть может, в этом и есть смысл «искусства не для всех».

Ильдар ХАБИБУЛЛИН