Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 29 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 января 2006 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 января 2006 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Корабли нужно провожать достойно

Версия для печатиОтправить статью другу
Вспоминает один из первых офицеров крейсера «Мурманск» (заказ № 302)

В одном из сентябрьских номеров «Корабельной стороны» мы рассказали о крейсерах «Молотовск» и «Мурманск», которые были построены в 50-х будущим Севмашем. Очень крупные по тому времени, они стали для нашего молодого города и завода значительной исторической вехой. Тогда же мы попросили поделиться воспоминаниями ветеранов-заводчан, строивших крейсера, а также и моряков, кому выпало служить на них...

ПЕРВЫМ из служивых на ту нашу публикацию из Москвы откликнулся контр-адмирал Алексей Григорьевич Винник. В 1953 году он с отличием окончил Высшее военно-морское училище имени Нахимова в Севастополе и потому, к слову, имел право выбрать для дальнейшей службы не только флот, но тип и класс корабля. Лейтенант Винник попросился на крейсер, строящийся для Северного флота. Его желание удовлетворили.

- В декабре того же года в группе выпускников училища я прибыл в Молотовск для службы на крейсере «Мурманск», - рассказал Алексей Григорьевич. - Первая моя должность - командир башни главного калибра. Правда, на тот момент командовать главным калибром было еще рано: крейсер стоял на стапеле цеха 50. И старших офицеров на такой корабль еще не назначили. Вместе со мной в Молотовск прибыли выпускники-лейтенанты Владимир Сибиренко, Владимир Объедков, Анатолий Живаго, Юрий Кошкодаев и Михаил Кажаров. Мы стали самыми первыми офицерами на «Мурманске». Сначала нас подчинили командованию крейсера «Молотовск» и разместили в береговой казарме военного городка. В новогоднюю ночь на 1954 год начальником патруля я ходил по улицам праздничного Молотовска. Так началась моя служба...

В воспоминаниях Алексея Григорьевича, как мне кажется, последняя деталь очень любопытна: первыми офицерами нового корабля оказались свежеиспеченные лейтенанты. Старшие офицеры крейсера появились позднее. Кто же они?

- В начале 1954 года были назначены, правда временно, старшие офицеры: командир БЧ-2 капитан III ранга Рак-Раевский. Имени-отчества его я, к сожалению, не запомнил - руководил он нами очень недолго. Но по его инициативе мы смогли посетить завод, цех и посмотреть на свой строящийся корабль, - вспомнил Алексей Григорьевич. - Постепенно в первой половине 1954 года прибыли и другие офицеры - командиры дивизионов и боевых частей, и не только артиллерийских. Начались занятия по изучению корабля.

Еще скажу, что личный состав крейсера формировался в основном из моряков Черноморского флота. Поэтому нас, офицеров командировали в Севастополь, где мы, каждый по своим специальностям, подбирали старшин и матросов. Затем несколькими эшелонами - по 3-6 вагонов - их отправляли в Молотовск и уже здесь размещали в береговых казармах. Командовали этими эшелонами, как правило, командир - капитан I ранга Трифон Григорьевич Катышев и старпом - капитан II ранга Григорий Григорьевич Пестов.

К моменту спуска корабля на воду экипаж уже был в основном сформирован и проходил подготовку, сначала на берегу, а затем с переселением на корабль - по местам своего заведования. На испытания в море «Мурманск» выходил с двумя экипажами - военным и заводским - сдаточной командой.

Большим событием для всех нас стал подъем Военно-морского флага на корабле. Мне посчастливилось быть в строю в этот день.

Я уже тогда увлекался фотографией, и сегодня в моем домашнем архиве есть немало снимков и самого крейсера, и моряков, служивших на нем, - офицеров, старшин, матросов, как в часы боевой, так и повседневной обстановки. Сегодня эти фотографии будят во мне приятные воспоминания.

О снимках из архива контр-адмирала Винника следует сказать особо. Они сохранились не только благодаря увлечению Алексея Григорьевича фотографией, но и воспитанности этого человека к должному, можно сказать, флотскому порядку, какой бытовал на советских кораблях в прежние годы. Каждый из снимков им аккуратно подписан, в некоторых случаях дан комментарий тому, что запечатлено, сохранены фамилии сослуживцев, при этом командир всегда выделен особо...

- Наш первый командир - капитан I ранга Трифон Григорьевич Катышев - был опытным моряком, требовательным, но и заботливым офицером, культурным человеком, - рассказал Винник. - Ни он сам, ни его подчиненные никогда не насаждали «палочной дисциплины». Профессиональная грамотность, морская культура, высокая требовательность, как и уважительное отношение к младшим по званию были воспитаны в нас Трифоном Григорьевичем. Именно поэтому многие офицеры крейсера впоследствии добились больших успехов в службе. Как, скажем, Евгений Александрович Скворцов. Он старшим лейтенантом прибыл к нам на корабль в 1956 году по окончании Высших специальных офицерских классов и трех лет службы на крейсере «Чапаев». Его должность на «Мурманске» - командир дивизиона универсального калибра. Далее его послужной список выглядит так: командир дивизиона (1956-1959), помощник командира (1959-1961), старпом (1968-1970), командир крейсера «Мурманск» (1970-1974). В дальнейшем Евгений Александрович сначала вырос до командира бригады новейших противолодочных кораблей Северного флота, стал контр-адмиралом, а позже служил на ответственной должности в Главном штабе ВМФ.

- Моя служба на крейсере «Мурманск» была не столь длительной - по 1958 год. Затем я был назначен помощником командира на крейсер «Чапаев». А на «Мурманске» я исполнял обязанности командира 1-й башни главного калибра. Со своими людьми мы добились звания «отличников», после чего приказом командира крейсера меня назначили командиром призовой шлюпки и командиром командирского катера.

К слову, в августе 1955 года на нашей шлюпке мы участвовали в многодневном походе по маршруту Молотовск - Соловки - Молотовск. Шли как под веслами, так и под парусом. Позже мы успешно участвовали в шлюпочных состязаниях на флоте и были чемпионами Мурманской области.

Весной 1956 года наш корабль посетили тогдашние глава правительства СССР Н. Булганин и главком адмирал флота Советского Союза Н. Кузнецов. С ними мы вышли в Баренцево море и выполнили ряд боевых упражнений, в том числе и стрельбу главным калибром по береговой цели. Пять трехорудийных залпов нашей 1-й башни были оценены на «отлично».

Еще любопытная деталь. Как оказалось, наш город памятен контр-адмиралу Виннику не только первым его кораблем. Здесь у Алексея Григорьевича появилась семья...

- Службе в Молотовске я обязан и своей семейной жизнью - поделился Винник. - Супруга работала в конструкторском бюро завода № 402, и в строительстве моего первого корабля есть и ее вклад. Более того, все родственники жены тоже имеют к «Мурманску» отношение, ведь они потомственные корабелы. Отец супруги - Арсений Григорьевич Дьяконов, ее сестры, тетки и дядьки работали на заводе с самого начала, а муж старшей сестры Анатолий Александрович Сорокин трудился в свое время заместителем главного энергетика Севмаша, а потом главным энергетиком «Звездочки».

Несколько лет назад я был в Северодвинске. Мы с женой имели возможность посетить музей Севмашпредприятия. Там нашли скромную экспозицию о крейсере «Мурманск». К сожалению, в ней не обошлось без ошибок: первым командиром корабля назван капитан I ранга И.И. Ратанов. На самом деле Ратанов командовал «Молотовском», а первым командиром нашего крейсера был Т.Г. Катышев. Я указал на это смотрителю, но тот потребовал у меня... «официального подтверждения»...

Насколько я знаю, в Москве сегодня живут офицеры из первого экипажа «Мурманска», капитаны I ранга Леонид Дмитриев (бывший первый замполит командира), Кирилл Озеров (бывший первый помощник командира), Игорь Объедков (бывший командир группы управления огнем правого борта дивизиона универсального калибра), Юрий Кошкодаев (бывший младший штурман), а также контр-адмирал Евгений Скворцов (бывший командир дивизиона универсального калибра). Остальные, кто жив, разбросаны по разным городам бывшего Советского Союза. С москвичами, ленинградцами, киевлянами и севастопольцами я поддерживаю связь, по значительным датам поздравляем друг друга и всякий раз вспоминаем наш «Мурманск»...

А в заключение контр-адмирал Винник с убеждением высказался о том, что крейсера проекта 68-бис, а в их числе и «Мурманск», были во флоте эталонами порядка и должной организации службы, их брали за образец. И действительно можно сказать, с оглядкой на них в свое время создавался и сверялся Корабельный устав советского флота.

- Что касается конкретно «Мурманска», - заметил Алексей Григорьевич, - то корабль был трижды призером ВМФ по огневой и тактической подготовке, был признан «отличным кораблем», неоднократно отмечался главкомом ВМФ и министром обороны СССР за образцовое выполнение специальных правительственных заданий. Иными словами, не было таких высших почетных наград и призов в нашем флоте, которых бы не удостоился наш крейсер, построенный в Молотовске-Северодвинске.

Это правда: корабли, как люди: рождаются, живут и умирают. Их, как и людей, можно любить или не любить, но в последний путь их нужно провожать достойно. Мы, офицеры и адмиралы, служившие на «Мурманске», получившие на нем большой опыт флотской жизни, а многие еще и звания, и ордена, не смогли защитить флот, его честь и славу, его корабли. Нам всем должно быть стыдно, что один из лучших кораблей Советского Союза - крейсер «Мурманск», как ненужная консервная банка, брошен на камнях Норвежского моря. Для страны это позор!

Олег ХИМАНЫЧ

Постскриптум: как тесен мир

Порой мы убеждаемся, насколько тесным оказывается наш мир. Вот и в случае с Алексеем Григорьевичем Винником мы можем сказать так еще и потому, что в Северодвинске сегодня живет еще один его добрый знакомый по курсантским годам - Герой Советского Союза Вадим Леонидович Березовский. Правда, будущий наш известный подводник учился курсом «младше», нежели Винник и его товарищи. Тем не менее, по словам Алексея Григорьевича, курсант Вадим Березовский запомнился им как отличный товарищ и... поэт. А еще, припомнил Алексей Григорьевич, крейсер «Чапаев», на котором ему довелось служить после «Мурманска», часто обеспечивал боевую подготовку подлодки Березовского.



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Злая вода  |
Россия   Побелело синее море...  |  Сто грамм для ясности  |  Бежала дежурка по рельсам железным  |  Корабли нужно провожать достойно  |  У всех на устах  |  «Мангуст» и «Морж» придут весной  |  К пользе и славе Отечества  |  Огненная дуга под водой  |  Питерская «Оса» для индийцев  |  Мастерский «Экспромт»  |  Компьютеры от моряков  |  На «Норд» особые надежды  |  «Арктической» прислали денег  |  В несколько строк  |  Кому не по вкусу семга?  |  Причалы памяти для субмарин  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2006
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com