Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 18 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 мая 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 мая 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

На честном слове и на одном крылеъ

Версия для печатиОтправить статью другу
Особенности тихоокеанского ленд-лиза

Восемнадцатого апреля 1942 года 16 армейских бомбардировщиков Б-25, ведомые подполковником Джеймсом Дулитлом, взлетев с палубы авианосца «Хорнет», ушли в знаменитый рейд на Токио. Кроме вражеской столицы бомбардировке подверглись Кобе, Нагоя и Иокогама.

ГОВОРИТЬ о крупном материальном ущербе не приходится, но в политическом плане японские лидеры ощутили явную пощечину, ведь они убеждали свой народ, что их острова недосягаемы для противника. И если политический эффект нашей бомбардировки Берлина, произведенной в августе 41-го летчиками-балтийцами полковника Преображенского, был в известной мере нейтрализован геббельсовской пропагандой, списавшей удар на англичан, то для японцев обратный адрес был слишком очевиден. Стало ясно, что удар может повториться. В оперативном плане события заставили японцев ускорить захват западных островов Алеутской гряды, где находились ближайшие авиабазы США.

Чем кончаются рейды

6 июня 1942 года японские морские пехотинцы захватили остров Кыска, а 7-го остров Атту. Чтобы разделаться с американскими авианосцами, ускользнувшими из Пирл-Харбора, адмирал Ямамото форсировал операцию, приведшую к битве у атолла Мидуэй в июне 1942 года, ставшей поворотным пунктом в войне на Тихом океане, но, увы, не в пользу Страны восходящего солнца. Но для начала японцы сочли необходимым изловить отважных участников авиарейда. К счастью, лишь два из 15 экипажей, совершивших посадку в Китае, попали в их руки. Пилоты и один из бортмехаников были расстреляны, остальным пришлось ожидать окончания войны в лагере для военнопленных. Несколько человек были ранены и погибли при вынужденных посадках. Кроме того, японцы провели в Китае карательную операцию, привычно сорвав злость на мирном населении. 53 батальона императорской армии уничтожили не только все потенциальные взлетно-посадочные площадки на пространстве около 50000 кв. км, изрыв их траншеями (разумеется, силами китайцев), но и всех мирных жителей, которых можно было заподозрить в помощи летчикам. Особенно тех, у кого были обнаружены американские сувениры: перчатки, монеты, шарфы. Соглашаясь на сотрудничество с американцами, Чан Кай-ши не зря выказывал опасения. В общей сложности пострадало более четверти миллиона китайцев.

Так или иначе, операция достигла своей цели, а уцелевшие летчики - столицы Китая военной поры Чунцина. Дулитл, минуя чин полковника, получил звание бригадного генерала и высшую награду США - Почетную медаль Конгресса из рук президента Рузвельта.

Но куда же делся шестнадцатый «митчелл» капитана Эдварда Йорка? Отбомбившись по заданной цели - заводу в районе Токио, капитан с тревогой обнаружил, что расход топлива значительно выше расчетного. Перспектива упасть в море, не дотянув 300 миль до китайского побережья, не особенно улыбалась, поэтому Йорк приказал своему штурману лейтенанту Нолану Херндону проложить курс на Владивосток. Это был единственный шанс к спасению. Тем более что приказа ни при каких обстоятельствах не садиться в СССР не было. Было просто рекомендовано по возможности... не делать этого. Вероятно, Йорк надеялся, что русские, как союзники, заправят его самолет и отпустят подобру-поздорову в Китай для соединения с основной группой.

18 апреля 1942 года на аэродроме 39-го отдельного истребительного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота в селе Унаши Буденновского района Приморского края приземлился американский бомбардировщик Б-25 «Митчелл». Экипаж в составе пяти человек был интернирован, а самолет конфискован. На следующий день американские летчики были отправлены в Хабаровск. Началась долгая эпопея их возвращения на родину, которую впоследствии будет суждено повторить многим сотням их соотечественников.

Янки в русской неволе

23 апреля 1942 года американский посол адмирал Вильям Стэндли, пытаясь выяснить ситуацию с экипажем «митчелла», специально прибыл в Москву из Куйбышева, куда было эвакуировано посольство США. Сталин принял его, но отчитал, заявив, что самолет не должен был садиться на советской территории, а поскольку это произошло, то летчики должны быть интернированы в соответствии с нормами международного права...

Навестив своих летчиков в лагере под Пензой, американские дипломаты и военные остались довольны их состоянием здоровья. По их словам, пилоты страдали лишь от невозможности участия в боевых действиях. Затем экипаж Йорка был переведен под Ташкент, в спецлагерь для интернированных американцев. Оттуда их группами переправляли на родину через Иран. Итак, участники рейда на Токио были репатриированы 11 мая 1943 года, пробыв больше года в нашей стране, сохранявшей подчеркнутый нейтралитет по отношению к войне между США и Японией. Это было более чем оправданно в начальный период войны, когда мы на свой страх и риск снимали для Московской битвы сибирские дивизии, оставляя под боком миллионную Квантунскую армию японцев.

Складывалась парадоксальная ситуация, когда союзники по войне с Германией - СССР и США были вынуждены доставлять друг другу немало хлопот в зоне другого конфликта - на Тихом океане. Боясь спровоцировать Японию на враждебные действия, Сталин строжайше запретил содействовать американцам, активно проводившим воздушные операции против Японии. Одновременно с этим по так называемой линии АЛСИБ (аббревиатура сочетания Аляска - Сибирь) из США в Советский Союз переправлялись тысячи боевых самолетов в соответствии с договоренностями о поставках по ленд-лизу. Тем временем масштабы действий американских ВВС возрастали, а районы боевых столкновений неуклонно приближались к сердцу Империи восходящего солнца. В итоге только на Камчатке оказалось около трех сотен американских авиаторов, чьи самолеты совершили вынужденную посадку, получив повреждения в боях над Северными Курилами. Среди них было 9 армейских тяжелых бомбардировщиков Б-24 «Либерейтор», 12 средних бомбардировщиков Б-25 «Митчелл», а также 11 многоцелевых самолетов ВМС США «Вентура» и «Гарпун». По рассказам наших моряков, приведенным в книге камчатской исследовательницы Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан» (изд. «Терра», Москва, 1998), складывалось впечатление, что американцы предпочитали для вынужденных посадок, а стало быть, и для налетов на врага выходные дни. Из 32 таких посадок на нашей территории 15 приходится именно на выходные. Хотя о каких выходных могла идти речь у нас во время войны? У американцев же, напротив, проблемы отдыха решались организованно и масштабно. На выходные дни, к примеру, свободные от вахт и полетов моряки и летчики, чьи соединения располагались на Аляске, вполне могли слетать развеяться на уик-энд куда-нибудь в Калифорнию. Об этом мне рассказывал отец, служивший штурманом на первом из полученных по ленд-лизу американских фрегатов. Как говорится, было бы желание, а главное, средства...

Но вернемся к союзникам, заходящим на вынужденную посадку на аэродром Елизово, что под Петропавловском-Камчатским. Пролетая над Авачинской бухтой, они спешили выбросить за борт кодовые книги, бомбовые прицелы и всё прочее, что никак не должно было попасть в руки их доблестных русских союзников.

Налеты на острова Курильской гряды Шумшу и Парамушир, где у японцев было несколько военных аэродромов, возобновились, как только в мае 1943 года американцы ценой тяжелых боев вернули себе остров Атту. Оценив усилия японцев по модернизации их авиабазы, американцы, не дожидаясь освобождения соседнего острова Кыска, уже в июле того же года возобновили удары по Северным Курилам. Расстояние до цели в 1300 км не позволяло надеяться на возвращение на базу поврежденных самолетов.

Резонно полагая, что официального согласия Москвы на посадку этих машин на советские аэродромы не добиться, американцы на всякий случай снабжали своих пилотов данными не только о противнике, но и о характере посадочных полос на Камчатке, не говоря уже о рабочих частотах ВВС РККА и ВМФ. Впоследствии была создана даже специальная инструкция на случай вынужденной посадки на территории СССР.

Первым самолетом, которому она пригодилась, стал «либерейтор» лейтенанта Джеймса Поттенджера, чей самолет совершил посадку в заболоченном устье реки Авача. Получив приказание командира звена садиться на «альтернативную площадку», Поттенджер оказался в 40 км к северу от Петропавловска. Вскоре 11 человек экипажа с травмами разной степени тяжести очутились в местном Доме офицеров, но уже под охраной. 1 сентября скончался стрелок Томас Ринг, получивший наиболее серьезные ранения, а 3 сентября экипаж был доставлен на гидросамолете в Хабаровск. Затем через Владивосток, Магадан, Иркутск, Красноярск, Новосибирск и Алма-Ату они попали в Ташкент. В тот самый лагерь у деревни Вревская, где недавно обитал экипаж капитана Йорка. По всей видимости, крюк через Хабаровск на Магадан, который гораздо ближе к Петропавловску, был вызван необходимостью что-то «поспрашивать» у летчиков в штабе Дальневосточной армии, хотя американские летчики полагали, что этот маневр был нацелен на то, чтобы спутать карты японским шпионам. По их же рассказам, на аэродромах, наводненных ленд-лизовской помощью, советские авиаторы устраивали американцам торжественные приемы, а на ночь их... запирали, оставляя под неусыпным оком сотрудников НКВД.

Месяц спустя, 12 сентября 1943 года, как повелось, в воскресенье, на Камчатке оказалось сразу 7 американских бомбардировщиков (2 «либерейтора» и 5 «митчеллов»). В тот день из 19 самолетов, участвовавших в налете, три бомбардировщика были сбиты над островом Шумшу, а один над мысом Лопатка - южной оконечностью Камчатки. Все американцы приземлились в Елизово. Последних вдобавок ещё и обстреляли с советских кораблей, стоявших в Авачинской бухте, но, к счастью, не попали. А ведь случалось, что и попадали. Летом 1944 года зенитная батарея, размещенная в Англичанке (селение на берегу океана близ Петропавловска), сбила американский бомбардировщик. Самолет упал в море, летчики погибли. Другой бомбардировщик был сбит советскими батареями с мыса Лопатка 10 июня 1945 года.

Вспоминая о массовом пришествии американцев, второй пилот одного из самолетов Роджер Патман впоследствии написал: «Советские оказались перед лицом опасной ситуации, имея у себя семь американских бомбардировщиков на небольшой военной базе недалеко от японских объектов, которые американцы только что атаковали. Очевидно, японцы знали, где приземлились бомбардировщики, и советские были в явной панике от этого». Эта группа покинула Камчатку только 3 октября уже известным маршрутом. В лагере под Ташкентом оказался уже 61 американец. 18 февраля 1944 года все были отправлены в Тегеран через Ашхабад. Путь в США из Ирана был также не прост, а возвращение домой обычно сопровождалось подпиской о неразглашении тайны:

«...Подробности относительно пребывания в этой стране и последующая репатриация оттуда являются делом строгой военной секретности. Упоминание вашего имени или обстоятельств вашей службы в прессе или на радио будет подвергать риску безопасность и репатриацию следующих военнослужащих...» (Отис Хейс, «Домой из Сибири», с. 95).

А следующие поступали достаточно регулярно. Причем зачастую это сопровождалось трагедиями. К июню 1945-го на елизовском кладбище рядом с могилой Томаса Ринга появились могилы сержанта Пола Вачика и стрелка Мэтью Глодека, погибших в воздушных боях еще до посадки их самолетов на Камчатской земле. Экипажи многих самолетов спаслись на парашютах, упав кто в глубокий снег, как экипаж морского летчика Джона Пауэрса, а кто в ледяную воду Берингова моря, как экипаж Б-25 Жоржа Вамплера. Тогда к моменту подхода советского судна успел утонуть лишь не умевший плавать сержант Орвилл Джуд. Этот экипаж пополнил последнюю, 10-ю группу интернированных здесь американцев. 28 июля 1945 года 52 человека отправились на двух самолетах в Ташкент, где с мая пустовал уже известный нам лагерь. 24 августа последняя группа репатриированных прибыла в Тегеран, поставив своеобразный рекорд скорости. Неудивительно, ведь с 8 августа 1945 года Советский Союз стал союзником США и по войне с империалистической Японией.

Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Мир   Пушка «Адмирала фон Шпее»  |  Новости из портов  |  На честном слове и на одном крылеъ  |  Информация с верфей  |  Смерть в прочном корпусе  |  На морских широтах  |  Глобальное потепление откроет Севморпуть  |
Северодвинск   Секретный 636-й  |  «Воспоминания курсанта...»  |  Этот день рождения  |  Лучше рыть, чем взрывать  |  «Звездочка» - Багамы  |  Лайский док: «зимовка» кончилась  |
Россия   Первенцы подводного старта ракет  |  «Черное золото» на рейде Белокаменки  |
Общество   Слово о «Слове»  |  Удачная весна поисковиков  |  На Двине началась навигация  |  Тройная уха с мужским запахом  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2003
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com