Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 27 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 30 декабря 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 30 декабря 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Показательный урок французского

Версия для печатиОтправить статью другу
В сражении за заказы ОСК потерпела поражение от Министерства обороны

 Фото «КС»
Фото «КС»

Более года продолжался этот конфликт Объединенной судостроительной корпорации и российского военного ведомства. Эта высокочиновная разборка порой доходила до не слишком прикрытого давления друг на друга с привлечением в третейские судьи вышестоящих инстанций. Собственно, чем не тема для последнего выпуска «Корабельной стороны», чтобы хотя и не в полной мере, но подвести итоги? А в центре проблемы тот самый французский «Mistral», о целесообразности приобретения которого для ВМС России, и не только в свете ее военной доктрины, споры так и не утихли.

СОЗНАТЕЛЬНО упустим эти очень разноречивые мнения. Сообщим лишь официальные тактико-технические данные проекта «Mistral», они таковы: многоцелевой десантный вертолетоносец, стандартное водоизмещение 16500 тонн, полное – 21300 тонн, при заполненном доке – 32300 тонн. Длина корпуса – 210 метров. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19800 миль. Команда – 160 человек, десантные силы – 450 человек. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов…

Однако ж имеем то, что имеем. Генштаб России 14 декабря доложил общественности: решение о приобретении вертолетоносца принято, документы на покупку будут готовы до конца 2010 года. По неофициальным российским данным, стоимость корабля составит порядка 600 млн евро. Французские СМИ определяют стоимость в 400-500 миллионов евро. Приводятся и другие цифры, но в любом случае суммы немалые. Из-за них-то и возник сыр-бор между Министерством обороны и судостроительной корпорацией России.

У разбитого корыта

Первый вопрос, который естественным образом возник с первыми же разговорами о покупке «Mistral»: разве мы сами не в состоянии построить флоту подобный корабль? У нас, дескать, есть опыт строительства больших десантных кораблей, Прибалтийским заводом «Янтарь» например. Зачем же отдавать выгодную работу за рубеж? Сделка на предмет поставки в Россию двух вертолетоносцев типа «Mistral», и это французской стороной признано, позволит сохранить Франции работу для 1000 человек в течение четырех лет в объеме 5 млн человеко-часов. То есть, выходит, Россия сохраняет рабочие места французским корабелам. А своим? При общей загрузке судостроительного комплекса России всего на треть этот вопрос кажется совершенно обоснованным. Потому-то и развернулась в России ожесточенная общественная дискуссия. Имела она явную направленность – против генералов и адмиралов, засевших в Министерстве обороны. Их обвиняли не только в дилетантстве, но и в отсутствии патриотизма. Высказывались и версии коррупционного характера – мол, кто-то наверху надеется получить свою часть при «откате». В «Корабельной стороне» мы публиковали различные точки зрения на этот счет, поэтому здесь нет необходимости повторяться. Главным же аргументом «обороняющейся стороны», то есть российского Министерства обороны, было признание им полного развала в судостроительной отрасли России – нет, с нуля такой корабль, как французский «Mistral», сегодня наши верфи построить не в состоянии. С ними спорили долго, но в конце концов с их нелицеприятной правдой согласились и в верхних эшелонах власти. Покупку вооружения в стране - члене НАТО хотя и признали «жестоким ударом по российской военной промышленности», но, по словам председателя комитета по обороне в Госдуме Виктора Заварзина, «эта система нам подходит... К сожалению, наша промышленность пока не готова производить такие корабли...»

Несколько смягчилась и поначалу категоричная позиция ОСК. Со временем ее представители заявили о «недопустимости покупки вертолетоносца у Франции… без объявления тендера, в котором могли бы принять участие российские кораблестроители».

Будет вам тендер, будет…

Так как же тендер, конкурс и прочие приличествующие крупной международной сделке мероприятия? Поначалу о каком-либо тендере и речи не возникало – как решили, так и будет. Но потом, быть может устыдившись, объявили таковой. Результат тендера был вполне предсказуем - в пользу французов, ведь уже в марте этого года (то есть еще до проведения конкурса!) Россия начала с Францией переговоры о… поставке вертолетоносцев. Осенью, правда, вероятно из правил приличия, Россия их прекратила до… «объявления результатов».

Претенденты явились следующие – спроектированный «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» корейский вертолетоносец «Dokdo» (с корейцами у ОСК было уже создано совместное предприятие), некий немецкий вертолетоносец, его испанский и голландский варианты. С голландцами, пока неясно отчего, дело сразу как-то не очень активно поехало, испанский («Navantia») и корейский вертолетоносцы оказались начинены американской технологией, что называется, от киля до клотика, и американцы, не очень-то приветствующие военно-морские потуги России, на законных основаниях вполне могли бы заблокировать эти проекты. С немцами вообще хохма вышла: их вертолетоносец оказался лишь… макетной разработкой. Вот и спрашивается, что же это за конкурс такой и стоило ли его вообще устраивать?!

«Mistral» как пугало

Вернулись к французскому вертолетоносцу. Не без проблем, конечно. И одна из них, кстати, грозит перерасти в международный скандал. Франция, напомним, страна НАТО, и вот коллизия: страна НАТО продает современный крупный боевой корабль России, которая с Северо-Атлантическим альянсом на давних ножах, а этот самый альянс тоже с Россией не имеет большого желания лобызаться.

На днях влиятельная французская газета «Le Monde» признала, что «сделка между Парижем и Москвой вызывает обеспокоенность среди стран НАТО».

В декабре этого года премьер-министр Франции Франсуа Фийон приезжал в Москву и, говоря о «Mistral», заверял российскую сторону, что никаких проблем, связанных с передачей технологий, не возникнет. Однако совсем недавно стало известно, что французы продадут вместе с кораблем еще и свою… боевую информационно-управляющую систему «Zenith 9», хотя и без лицензии. Поэтому не все так просто – наверняка французам еще придется успокаивать своих союзников по НАТО. Например, Польша и страны Балтии уже заявили, что «не скрывают своей озабоченности тем, что Москва приобретает военную технику, оснащенную передовыми технологиями».

Беспокойство, к слову, ожидается и на другом конце Евразии. Известно, например, заявление начальника Генштаба Николая Макарова, мол, первый «Mistral» российские стратеги отправят на Тихий океан, где используют для переброски войск на… Курильские острова в случае необходимости.

То-то японцы обрадуются! Они недавно своего посла из Москвы отзывали в знак протеста против кратковременного явления президента Медведева перед россиянами-островитянами, а теперь Россия к берегам Страны восходящего солнца еще и чудо военно-морской техники подкатит. Так и до разрыва отношений недалеко.

Денег не ждите

Всего Российский флот рассчитывает получить от корабелов четыре «Мистраля». Первые два нам построит Франция, еще два – мы сами. Это следует из официальных сообщений. Строительством первых займется известная в Европе верфь «STX France» в городе Сен-Назер на Атлантическом побережье. Партнером ее выступит французский военно-морской концерн DCNS. В России заказы на корабли, скорее всего, отдадут Адмиралтейским верфям. Кроме того, нашей ОСК позволили вступить в российско-французский консорциум и выполнить до 20% работ - на первом корабле корпусные работы, на втором - монтаж энергетической установки.

О победе российско-французского консорциума практически объявил президент РФ Дмитрий Медведев. В телефонном разговоре с президентом Франции Николя Саркози он сообщил ему, что в рамках международного тендера (?!) на поставку двух десантных вертолетоносных кораблей Россия сделала выбор в пользу предложения французской DCNS и российской ОСК.

Что ж, дело сделано – нашу грандиозную ОСК как бы вежливо отодвинули. Вежливо – потому что не с начальственным окриком, а предложили ей поучаствовать в совместном проекте. Между тем в ОСК, и это с недавних пор чувствуется, деньги считать научились, взяли да и подсчитали, и вышло – при участии в совместном проекте с французами корпорация не получит никакой прибыли! Тогда корпорацию тут же поспешили успокоить. Например, по заявлению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, российская компания все равно получит выгоду от реализации этого проекта - «если не деньгами, то технологиями».

А лучше бы и тем и другим.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Прав был старик Борисов!  |  Злая вода  |  Стать артистами своего ремесла  |
Наше дело   Показательный урок французского   |
Регион   «Нерпа» возвратила миллионы  |  Отец сдал, сын принял  |  Даешь рабочие места!  |  У всех на устах  |  «Рубин», «Борей» и юбилей  |  Биться, так до конца!  |  Все абсолютно нормально  |  Минус 12 миллиардов   |  В несколько строк  |  Больна голова: не летит «Булава»   |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2010
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com