Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 31 октября 2020 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 6 августа 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 6 августа 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Русский ледокол. Путь из тупика

Версия для печатиОтправить статью другу
С места в карьер переходят только лошади. С кораблями так не бывает

С той самой поры, как стараниями русского купца Михаила Бритнева портовому пароходу «Pailot», что трудился поздней осенью 1864 года на переправе Кронштадт - Петербург, «скосили» форштевень, началась новая эра мореплавания – эра ледокольного кораблевождения.

Потом в продолжение бритневской идеи и начинания адмирал Степан Макаров выдвинул проект линейного ледокола, которому было бы под силу одолеть не балтийские, а уже арктические льды. С большим трудом, но макаровский «Ермак» пробился-таки (на то и ледокол?!) сквозь чиновничьи преграды к чистой воде. И к мировой славе!

Потом были десятилетия эры русских паровых ледоколов, которую достойно продолжали моряки Советского Союза. Были в истории Отечества и первый в мире атомный ледокол, и целое семейство его собратьев, были мировые рекорды арктической навигации, и была «Арктика» - первый корабль, достигший в свободном плавании географической точки Северного полюса – настоящий триумф русской идеи! А потом было явление народу уральского прораба Ельцина с его маниакальным реформаторством. В результате страну загнали в тупик, а конкретно русский (советский) ледокольный флот оказался в затхлом заливе, изобилующем мелководьями.

Трагедия державы

Ни в том, ни в другом слове этого подзаголовка нет преувеличения. Советский Союз был настоящей арктической державой, под стать ему державным был и ледокольный флот. Россия была единственной страной в мире, которая имела флот гражданских атомных ледоколов. Только в период с 1975 по 1992 год его ряды пополнили 7 атомоходов. А помимо этого имелся еще и флот дизель-электрических ледоколов – линейных, портовых, военных, вспомогательных, гидрографических… То, что происходило с этим флотом в последние семнадцать лет, правомерно назвать трагедией национального масштаба - за время так называемых «реформ» Россия не построила ни одного, даже самого скромного по мощности ледокола! Только в прошлом году после 18 лет (!) строительства, с более чем 10-летним опозданием, хотя и под громкие фанфары, был сдан наконец в эксплуатацию атомный ледокол «50 лет Победы» - последний атомный ледокол второго поколения. Пока «суверенная Россия» пыжилась, чтобы дать жизнь заложенному еще в годы Советского Союза кораблю, ее ледокольный флот стремительно старел… В 1993-м была выведена из эксплуатации «Сибирь», лишь после выполнения специальных ремонтных работ удалось ненамного продлить срок эксплуатации «Арктики», остальные атомные ледоколы, как и подавляющее число дизель-электрических богатырей, подошли к эксплуатационной черте полного износа. В перспективе - через 10 лет у России останется лишь два атомных ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», разумеется, уже постаревших. Это серьезный стратегический провал, если вспомнить об экономических ориентирах нации, которые объявлены действующими президентом и премьером – интенсивное освоение северных территорий и шельфа.

Потепление не поможет

Уповать на глобальное потепление климата не приходится. «Потепления», которым нас, северян, пугают в последнее время, мы никак не ощущаем, а если и ощущаем, то последние два года с точностью до наоборот. Даже если поверить утверждениям, что через 20 лет скорость таяния полярных льдов увеличится вчетверо, то сокращение площади многолетних льдов почти не затронет море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. В нашем Западном секторе Арктики льды останутся, хотя и не той крепости. Значит, нужны и ледоколы.

Транспортные системы других полярных стран ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах. В США в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада – владелец громадных пространств на Крайнем Севере Америки, эксплуатирует, взяв в аренду четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Вместе с тем Канада уже официально заявила о программе строительства своих атомных (!) ледоколов, а США близки к такому же решению. А верфи тех и других могут строить много, качественно и быстро.

У нас только месяц назад официально объявлено о проектировании универсального атомного ледокола. Технический проект его якобы будет готов в следующем году, а сам корабль планируется построить к… 2015-му. До 2020 года намечено построить еще два универсальных судна и один линейный ледокол. Не мало ли, если всего России для работы в Арктике требуется не меньше семи новых ледоколов?! После многолетнего перерыва якобы возобновляется строительство дизель-электрических ледоколов. Но и в этом случае очень смущают большие сроки. Вся программа строительства ледокольного флота России оценивается в 97 млрд рублей. Тоже не впечатляет, особенно если памятовать о том, что осваивать эти деньги некому - Объединенная судостроительная корпорация с нынешними темпами ее организации будет разворачиваться еще лет десять. А Европейский Союз, США и Канада ждать не будут. Всемирная схватка за ресурсы Арктики уже началась. Спор будут вести политики, но мы не сможем в нем участвовать, если до ресурсов нам будет не на чем добраться.

Бизнесу «по барабану»

В августе этого года весь уцелевший атомный ледокольный флот России перейдет из доверительного управления, которое осуществляло Мурманское морское пароходство, под контроль государственной корпорации «Росатом». Корпорация создала специальное свое подразделение - «Атомфлот». Мера эта вынужденная. Мурманским пароходством нынче управляет частный российский бизнес, а ему, как показало время, проблемы России, как говорится, «по барабану». Зато проблемы у страны назрели.

Песня о государственном ледокольном флоте в России давняя. Еще в 2000 году новоиспеченный президент Владимир Путин провел на борту атомного ледокола «Россия» совещание по перспективам развития Севера. Тогда он заявил, что альтернативы ледокольному флоту в освоении богатств Арктики нет, и потребовал от Минтранса сделать ставку на его развитие. Давно прошли все сроки, и Минтранс расписался в собственном бессилии.

Теперь, когда крепко «прижало», ситуацию пытаются лихорадочно «вырулить». Уже объявлено, что на развитие атомного ледокольного флота в 2008 году Россия выделила 800 млн рублей, а для обслуживания судов, в том числе и новых, будет создана специальная инфраструктура. В частности, для переработки радиоактивных отходов. К слову, об этой проблеме мы писали в №27 «КС» от 17 июля. На днях в Москве чиновники подписали международное соглашение о строительстве для России на итальянских верфях судна-контейнеровоза грузоподъемностью 720 тонн для транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов любого типа. Назван и срок сдачи судна - 2011 год.

На созданный ФГУП «Атомфлот» скопом понаехали чиновники, в частности, работает комиссия, задача которой - обеспечить сохранение всех социальных гарантий плавсоставу атомного ледокольного флота и судов технологического обслуживания. За основу нового коллективного договора они решили взять уже действующий на ФГУП коллективный договор. Он будет дополнен положениями, включающими в себя все лучшее, что моряки-атомщики имели во время работы в составе Мурманского морского пароходства. В частности, «Росатом» уже объявил, что оператор на пульте атомного ледокола должен получать не меньше, чем оператор на АЭС. В октябре 2008 года зарплата в «Атомфлоте» вырастет на 30%, в первом полугодии 2009 года - еще на 30%. Зарплата повышается не только специалистам, имеющим дело с ядерной энергетикой ледоколов, а всем – штурманам, механикам, матросам… Расчет делается на то, что кадры моряков из «частного» Мурманского пароходства теперь потоком перетекут в новое пароходство – «атомфлотовское».

Точно не помню, кто из наших литературных классиков минувшего века назвал ледокол «исконно русским изобретением» и даже, на мой взгляд, невпопад сравнил его с таким же национальными придумками, как самовар, балалайка и матрешка… Без балалайки и матрешки, нет сомнений, наша страна как-нибудь да проживет, без самовара, скорее всего, тоже, а вот без ледоколов – никак! Если, конечно, провозглашенный путь российской экономики – на Север – не очередное пустозвонство.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:

6 августа 2008 г., 10:51 | аноним

Всегда соглашался с О.Химанычем. Сегодня соглашусь с тем, что ледоколы строить надо, что внятной политики государства в этом пока нет. Но уральский прораб Ельцин сделал то, что надо было делать. СССР был государством-монстром, государством-агрессором,государством нежизнеспособным. Если бы не развалился СССР, всё-равно наступил бы кризис и со строительством ледоколов, и с освоением Арктики. Не бывает так, чтобы во время реформ было всё гладко. Да, много чего плохого за это время поизошло. Да, сейчас всё кажущееся благополучие благодаря нефте-газодолларам(как и в СССР), но в последние 2-3 года государство, хотя и медленно, но поворачивается лицом и к судостроению и к Арктике. А что касается ностальгии по огромному атомному флоту, то этот флот в первую очередь был нужен для того, чтобы обеспечивать подвоз грузов для содержания арктических баз, большинство из которых были военными, от этого флота осталось тоже огромное количество атомного мусора. Зачем СССр нужно было производить столько оружия, строить столько баз? Вся экономика была военизирована. Уж никак не для обороны.И ответственность за это уж никак не на Ельцине.

6 августа 2008 г., 10:54 | Владимир

Не на Первом Президенте России Б.Н.Ельцине

6 августа 2008 г., 22:36 | С. Зелянин

"Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная
революция - не нужно топить. Так я говорю: почему, когда началась вся эта
история, все стали ходить в грязных калошах и в валенках по мраморной лестнице?
Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним
солдата, чтобы кто-либо не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы?
Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса
сказано, что второй подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить
досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно?" (М.А. Булгаков "Собачье сердце")
Почтенный аноним и уважаемый Владимир, подставьте вместо К. Маркса имя кого-нибудь из либеральных гуру вроде Милтона Фридмана, на которых ссылались наши "реформаторы", и получите полное соответствие нынешней ситуации. Где сказано, что экономические реформы требуют бросить на произвол судьбы миллионы квадратных километров собственной стратегически важной территории? И где сказано, что в результате экономических реформ, если их проводить с умом и с совестью, национальные достояния должны давать доход нескольким сотням позднесоветских бюрократов и их родственников и знакомых? Почему реформы вынесли на поверхность именно то, что они вынесли, и утопили именно то и тех, что утопили?.. Вот за что ответственность перед историей и потомками должна лежать, наряду с другими деятелями, и на Первом Президенте (ну и все прочее тоже с заглавной буквы).

7 августа 2008 г., 10:53 | Пустошный Александр

Уважаемый аноним! Если СССР был государством-монстром, да еще и агрессором, как вы изволите утверждать, то кем является сегодня США? Самой мирной демократической страной в мире? Что-то не похоже. И потом, не надо рассуждать в стиле - "что было бы если" - это на ваше предположение, что советская экономика все равно бы развалилась. Сослагательное наклонение в дискуссиях недопустимо, поскольку некорректно. И второе, если ответить вам в том же сослагательном наклонении - Советская экономика переживала и худшие времена (после войны, например), но находила резервы, чтобы восстанавливать потенциал. А рухнуть нашей стране "помогла" взрощенная пятая колонна, в том числе из так называемых диссидентов. И это, скорее всего, в конце концов, и понял ушедший в мир иной Солженицын - отец советского диссидентства. Иначе, как расценить его высказывание о том, что Ельцин лишил страну того разбега, который был дан ей Сталиным? У Солженицына оставалась совесть, и он свои заблуждения признал, а господину Ельцину - осиновый кол в могилу!

7 августа 2008 г., 13:26 | СР

Насколько я знаю, русский философ конца XX века Зиновьев тоже был диссидентом. Одно из его предсмертных умозаключений: "Мы целились в коммунизм, а попали в Россию". В общем, посмотрели на деяние рук своих и ужаснулись. Бог им судья! Жаль, что Ельцина и его гоп-компанию не судили всероссийским общественным трибуналом. Надеюсь, перед Богом он ответит. Наверняка Бог не хотел такой участи России.

7 августа 2008 г., 13:33 | Студеницкий Валерий


Господину Анониму встречные вопросы:
1."Зачем СССр нужно было производить столько оружия, строить столько баз?"
А зачем столько баз Америке и НАТО? И сейчас и в прошлом? Союз в свое время имел баз десятикратно меньше, чем США, но у вас почему-то таких вопросов не возникало.
2. "последние 2-3 года государство, хотя и медленно, но поворачивается лицом и к судостроению и к Арктике".
Наивный вы человек. Вы еще нам сказку про доброго царя Владимира и злых бояр-федералов расскажите. То-то полегчает!


7 августа 2008 г., 16:07 | Владимир

Спасибо всем за отзывы. Особенно С.Зелянину. Пользуясь возможностью, ещё раз хочу выразить уважение и благодарность О.Химанычу за его труд. Но мнения своего менять не буду. СССР я помню, поэтому о нём не сожалею. Хочу спросить: "Может кто знает, сколько сейчас России нужно ледоколов?" Только без лозунгов и всяких там боярей.

8 августа 2008 г., 16:12 | С. Зелянин

Уважаемый Владимир, можно привести общую схему, которая применяется, допустим, при оценке необходимого числа военных кораблей. Если предполагается, что нужно обеспечить постоянное дежурство в море одного корабля данного класса или типа, то таких кораблей нужно три-четыре. Один в море, другой в высокой степени готовности - в базе (с учетом, например, возможных чрезвычайных ситуаций), третий - на межпоходовых осмотрах и ремонтах, экипаж - на полноценном отдыхе, при наличии четвертого можно себе позволить более серьезный ремонт (тоже не лишнее, в общем-то). Три - это вообще минимум... Соответственно рассуждать можно и о ледоколах. Чтобы гарантировать действия хотя бы двух судов на линиях, нужно 6-8 ледоколов. Лучше больше.
Вместо P.S. СССР мы все помним. Именно поэтому сожалеем о нем.


Добавить комментарий
Текст комментария (комментарии, содержащие ссылки с указанием www и http, не публикуются)
Автор
Email
Защита от спама
  
Содержание номера

Постскриптум   И забросил он в море невод…  |  Злая вода  |  Августовский педсовет «Двины»  |  Вокруг Европы на буксире  |
Наше дело   Русский ледокол. Путь из тупика  |
Регион   Под зорким оком НАТО  |  «Михаил Сомов» в порту не задержался  |  Льды в Арктике тают  |  Рыбу повернули к нашим берегам  |  На линии Сибирь – Египет  |  У всех на устах  |  Выстрел «Рязани» по Камчатке  |  В несколько строк  |  «Приразломная» на финишной прямой  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2008
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com